На “Байкале” от Иркутска до Петербурга, 2011 г., часть 6
Продолжаем наш путь по Транссибу. Итак, яркое и солнечное утро следующего дня; предыдущим вечером мы стартовали из Иркутска.
Эта серия – про восточное Красноярье, в основном про станцию Иланская. Сюда же, вставкой, поставил и толчок, а также и вагон-ресторан. Какой же жежешный железнодорожный отчет без зафиксированного юзверем на цифрофото поездного очка? Без него он недействителен 🙂
Вид на депо Иланская, времён исторической Сибирской дороги
2. Утро второго поездного дня меня застало в Тайшете, который я спросонья не снял. А сразу за ним – граница и областей (точней, Красноярского края), и часового пояса (с +5 на +4), и железной дороги (с Восточно-Сибирской на Красноярскую). Вот так выглядят типовые тамошние пейзажи – слегка всхолмлённая и сильно залесённая равнина, пересеченная множеством рек, текущих тут в основном в меридиональном направлении:
3. В половину девятого утра красноярского времени прибыли на узловую станцию Иланская. Стоянка – 20 минут. Что меня сразу же удивило: где торговки? Обычно оживлённейшая торговая станция была девственно вычищена от корзиночных тёток с полезной снедью, стойко встречающих тут все поезда дальнего следования. В 2007-м их гоняли, но их всё равно было много. А сейчас – пусто.
4. Ладно, пока суть да дело – осмотрим внутренности местного вокзала, постройки сталинского времени.
5. Очень важное отличие транссибирских вокзалов от ново-европейской традиции – это то, что они по определению не рассматриваются только как утилитарные объекты. В основном их понимают как ворота данного города, и интерьеры украшают кто как может. В Иланской – тоже свой индивидуальный стиль.
6. Интерьер зала ожидания.
7. А вот такие там потолочные плафоны и люстры. В разных залах общий стиль похож, только цвет оформления колеблется.
8. Выход в город также решён полукруглой аркой с застеклённым верхом.
Слева – икона Николая Чудотворца, покровителя путешественников. Кстати, это надо отметить главным визуальным отличием Транссиба-2011 от Транссиба-2007 – за этот небольшой, в общем-то, промежуток крупные и средние вокзалы массово оснастились часовнями, иконами, молельными комнатами.
9. Теперь пройдем по привокзальной площади налево, к мемориальному комплексу советского времени, за которым уже дома для железнодорожников, постройки “нулевых”.
10. Взгляд назад, на вокзальное здание.
11. Подходим к обелиску, за которым – в некотором отдалении – расположена “двугорбая” водонапорка, наследние Великого Сибирского пути.
12. Мемориал посвящён иланским рабочим, павшим в гражданскую. Не заброшен, содержится и следят за ним – всё осталось, как в 1980-е.
13. Сбоку – целая группа барельефов с композициями на тему установления Советской власти.
14. Вот, например, одиз из них: классические рабочие путиловского вида с “максимами”, обмотанные путемётными лентами.
15. Центральная часть мемориала с девизом.
16. Дальше по курсу – паровоз-памятник Эм, трудяга военного и сразу-послевоенного времени.
17. Будка паровоза.
18. Ещё одна новая и массовая фишка Транссиба-2011 – это расписывание тендеров паровозов всякими душещипательными и поучительными лозунгами. 4 года назад, во время восточно-азиатского вояжа, ничего подобного не наблюдалось.
19. Сталинский вокзал с двух сторон обрамлён выразительными композициями той же эпохи, провожающими поезда.
20. И ещё одно отличие от станций 4-летней давности – нереальная чистота на территориях близ ж/д вокзалов и в самих вокзалах (причем, не только здесь – вы это явление увидите и дальше, в серии про Западную Сибирь). Такое ощущение, что батько-Лукаш дотянулся сюда длинной лапой, за 5000 км, своими тоталитарными привычками, стесняющими свободу пассажиров 🙂
21. Возвращаемся на перрон, где на 1-й платформе стоит наш “Байкал”.
22. Единственная корзиночная торговая тётенька, встреченная мной там – это шишкоторговка. И то, она постоянно озиралась и быстро шагала – видимо, их там сейчас и правда шугают.
23. Заглянем в глазки нашему локомотиву (он повезёт нас до Мариинска, где будет смена рода тока).
24. Историческое паровозное депо выкрасили в сине-голубые оттенки. Не знаю, было ли так при царе (думаю, вряд ли), но смотрится красиво 🙂
25. После Иланской я решил пройтись по составу, а также принять душ (93 руб.). Утром никого не было, так что получилось быстро. Он вот в этом вагоне, нестандартной планировки – тут выход в сторону нерабочего тамбура. Видимо, такие стали строить сравнительно недавно.
26. Затем проследовал в вагон-ресторан, откуда проводница вечером приносила ужин.
27. Правда, на мои намерения поснимать ресторан, тамошние обитатели сильно засмущались и попросили, типа не надо, “лучше в другом поезде и потом”. Но я всё равно снял, от двери 🙂
28. А поезд в это время мчался по деревянному Красноярью. Всё тут преимущественно деревянное – заборы, дома, посёлки и даже небольшие города. На фото – пригород Канска, славного военного города советской эры.
29. Пересекаем реку Кан, полноводную и величавую. Вдали – гарнизонные пятиэтажки Канска. Видны и более высотные дома.
30. Ещё деревянного Красноярья из окна. Я подметил и ещё новый признак, относительно 2007-го: стало заметно больше машин. Во многих дворах стоят и по две сразу. В основном белые “японки”.
31. Теперь давайте обнимем взглядом толчок этого поезда. К сожалению, я не могу вам тут представить полезный для рейтинга поста облёванный засранный унитаз черновицкого, карагандинского или там новороссийского летнего южного поезда – в “Байкале” всё вполне себе чисто и даже сверху, за очком, висят бумажные разовые нажопники. Они, правда, кончились где-то недоезжая до Екатеринбурга, но потом за Пермью проводники их снова пополнили.
32. Раковина. Тоже покажу, для порядку. Сбоку – жидкое мыло. Не КДС, конечно, но терпимо.
33. Пока мы обозревали толчковые места, поезд пришёл уже на Заозёрную, аванстанцию легендарного секретного уранового Зеленогорска, в девичестве Красноярска-45, долго вызывавшего острейший интерес наших заклятых американских друзей.
34. Вокзал Заозёрного сбоку, с красивым фигурным ограждением.
35. Сразу за станцией – электрифицированная ветка на Электрохимический комбинат, находящийся к северу отсюда (по-моему, в 30-40 км), а также на гигантскую ГРЭС-2, крупнейшую в Сибири.
Далее проследуем на Красноярск, описание коего будет уже в следующей серии.
***