На “Байкале” от Иркутска до Петербурга, 2011 г., часть 13
Третий световой день на нашем пути начался в Удмуртии, а завершился уже в Вологодской области. Пермь проехали очень рано утром, я её проспал, а в середине дня был Киров, где была самая большая стоянка за этот день и состоялась весьма содержательная прогулка. О первой половине этого дня – мой рассказ.
Вокзал Кирова, с конкорсом. “Байкал” стоит на первом пути
2. На третий день первой крупной стоянкой с утра было Балезино в Удмуртии. Стоянка тут больше двадцати минут – это станция стыкования, и постоянный ток (полигон Урала и Западной Сибири) тут снова меняется на переменный. Поезд подали на 4-й путь, поэтому до вокзала я не пошёл – слишком далеко, тем более что он очень смещен вперёд, относительно хода. Прогулялся просто по платформе и поснимал торговцев.
3. “Стихийных” торговцев тут очень много, довольно большое число местных жителей живет этим нехитрым занятием. В отличие от Западной и Восточной Сибири, где торговцев с транссибирских станций в 2008-2011 гг. подразогнали и сильно сократили, тут пока подобных репрессий не наступило.
4. Продажа вяленой и копчёной рыбы.
5. В ходу также вот такие повозки с “крыльями”, где складываются мягкие игрушки.
6. Спрос тут ниже обширного предложения, поэтому бабушки пытаются продать товар проводникам уже отходящего поезда.
7. Всего через полчаса после Балезино – ядерно-редкоземельный Глазов. Он резко выделяется от других окрестных пунктов достатком и правильной планировкой, так как сложился вокруг мощного промышленного ядра – Чепецкого механического завода. Завод не простой, занимается производством ядерного топлива госкорпорации Росатом, а также производством циркония и его сплавов, кальция, ниобия, рения и др. продуктов из экзотических химических элементов.
Вокзал, однако, тут уныл – предельно функциональная коробка брежневского времени (снимок сделан через стекло, увы).
8. После Глазова принесли ранний обед.
9. После полудня мы прибыли в Киров, где стояла неслабая жара. Если в вагоне с кондеем она не ощущалась, то тут жарило на всю катушку. Здесь ждал приятный сюрприз: меня встречала специально выделенная для сопровождения тётенька (как и в Мариинске), которая провела по всем интересным местам, и даже к памятнику около входа в вагонное депо (сам бы я не догадался, что он там есть).
10. Мемориальная доска на здании вокзала.
11. Внутри вокзала – вот такая композиция, красочно повествующая об истории города. Увы, снять её по-нормальному не было возможности, т. к. толпы было немеряно, а выжидать разрежения народа я не мог по времени.
12. Вятская публика намного проще и, на мой взгляд, победней, чем более зажиточные горожане Омска или Красноярска (не говоря уж о Ёбурге или Новосибирске).
13. А мы проходим в кассовый зал…
14. …где установлен бюст С. М. Кирова. Пока он цел, надо снять.
15. Центральный зал с выходом в город. Потолок тут арочный и “дырчатый”.
16. Выходим на привокзальную площадь.
17. За 4 года, прошедших с моего крайнего проследования Кирова, её выложили плиткой, отчего она стала выглядеть более цивильно.
18. Мужик с краю кормит голубей булкой.
19. Продажа уржумского кваса.
20. Потом мы прошли вниз, к вагонному депо, где я заснял памятник железнодорожникам-фронтовикам.
21. Снимок станции Киров с виадука. Наш поезд – на первом пути.
22. Посмотрим в глазки нашему локомотиву ЧС4, что везёт нас на запад.
23. Застройка Кирова унылей и проще, чем более крупных уральских и сибирских мегаполисов. Впрочем, я сужу лишь по тем районам, которые видно с железной дороги – как с востока, так и с запада. Планирую посетить этот город, где никогда не был (не проездом), вот тогда скажу более предметно.
24. Киоск Роспечати и служебное здание.
25. Продажа попкорна и ваты.
26. Продолжаем путь дальше на запад. Типовыми на это участке дороги являются вот такие вокзальные здания весьма странной архитектуры. Этот – станции Зебляки, 712-й километр Транссиба.
27. Деревни и сёла тут также заметно бедней сибирских и уральских. Вообще, этот пояс на Транссибе (восток Костромской обл. и Кировская обл.) – самый бедный, наряду с дальним отрезком Забайкалья от Зилово до Сковородино и Талдана.
28. Подьезжаем к станции Шарья (699-й км Транссиба). В глуби – паровоз-памятник П36.
29. Погуляем по перрону.
30. Год постройки вокзала точно не скажу, но сдаётся мне, что он дореволюционный. Сама линия была открыта в 1906 году (Петербург – Вологда – Вятка).
31. Внутри вокзала. Там колоритный зал ожидания и куча артефактов 1960-х – 1970-х – я бы поснимал ещё, но уже объявили отправление, и я побежал к поезду.
32. Табличка на здании вокзала.
***