Псков. Станция, где закончилась навсегда Российская Империя

По приезду во Псков я не побежал сразу в центр на крепостную средневековщину, как это делает подавляющая часть приезжих – а примерно с час посвятил неторопливому изучению окрестностей вокзала и ж/д узла, к нему примыкающего. Нужно было понять смысл планировки этих мест – т. к. по первому осмотру мне показалось странным путевое развитие с большим количеством тупиков, обрывающихся у привокзальной площади. Однако после исследования истории узла всё встало на свои места.

Псковский узел имеет и историческое значение для России – именно здесь, а не на станции Дно (как считается по одной из версий поп-истории), закончилась российская монархия и отрёкся от престола последний император Николай II. О том, где и как это было – читайте в очерке.

На первой платформе ст. Псков

2. На первом пути стоит “Ласточка” под тепловозом. Минут через 10 тепловоз уйдёт на отстой.

3. Общий вид вокзала Псков. Он очень длинный и сильно вытянут вдоль путей. Кстати, это один из самых старых вокзалов России – постройки 1863 г. Проектировал его француз Пирель в те времена, когда царь Александр II отдал все новые линии ж/д под концессии иностранцам и те основали т. н. “Главное общество Российских ж-д”. Хотя Петербурго-Варшавскую ж.д. начинало строить государство, но потом стройку передали иностранцам. А первые поезда пришли сюда ещё летом 1858, регулярное движение открыто в феврале 1859-го.

4. Фото вокзала времен начала Первой Мировой войны. Удивительно, что вокзал благополучно пережил войну 1941-45, хотя многие постройки вокруг были разрушены в 1944. Сейчас нет навеса на первом пути.

5. Вход в вокзал со стороны ж/д и табличка про отречение Николая.

6. Почему-то я её не снял на зеркалку в ходе своих хождений по окрестностям и поэтому ставлю телефонофото.

Да, это произошло именно на ст. Псков, а не Дно, как гласит поп-версия советского времени (точно даже не скажу, откуда она пошла).
В реале, на ст. Дно поезд царя 1 марта имел лишь часовую остановку, ок. 15.00, где он получил телеграмму Родзянко с просьбой ожидать его там, но царь ему ответил, что встреча будет в Пскове. И поезд ушёл на Псков, куда и прибыл после 19.00.
Затем все ключевые события происходили именно на ст. Псков: уговоры царя, телеграфный опрос командующих фронтами, принятие решения, срочный приезд поезда из Питера с представителями ВК ГД и наконец, подписание документов об отречении (ближе к полуночи 1 марта). Все это коррелируется и с дневником императора, он есть на Милитере:

1 марта:
“Ночью повернули с М. Вишеры назад, т. к. Любань и Тосно оказались занятыми восставшими. Поехали на Валдай, Дно и Псков, где остановился на ночь. Видел Рузского. Он, Данилов и Саввич обедали. Гатчина и Луга тоже оказались занятыми. Стыд и позор! Доехать до Царского не удалось. А мысли и чувства всё время там! Как бедной Аликс должно быть тягостно одной переживать все эти события! Помоги нам Господь!”

2 марта:
“Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т. к. с ним борется соц[иал]-дем[ократическая] партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2½ ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот[орыми] я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!”

Затем, в ночь с 1 на 2 марта, около часа ночи, поезд уже бывшего царя, но пока лично свободного гражданина, вышел обратно по той же ветке на Дно, где и повернул на Могилев беспрепятственно.

7. Внутри центрального зала. Состояние идеальное, видимо не очень давно отреставрировано.

8. Люстра.

9. Зал ожидания (в боковом крыле).

10. У касс – реклама этой самой “Ласточки”, которой я и приехал.

11. Выход из вокзала на площадь. Здесь сохранена табличка с Лениным – молодцы, не сковырнули. Правда, она вся вытертая, ничего не прочитать.

12. Поэтому я выделил фотошопом надпись – так что-то можно понять.

13. Напротив вокзала стоит часовня. И хотя там написано “поставлена в честь Воскресения Христова” и “сооружена в честь 1100-летия Пскова”, но далее на надписи – “…прими наше покаяние и утверди на пути воскресения родной России…” и т. д. Так что я сразу предположил, что ставили её на месте отречения Государя Николая II как символический знак – и не ошибся. Только надпись выполнили для 2003 г. политкорректно.

14. Вид на вокзал с привокзальной пл. Правее – вход на виадук, туда и сходим.

15. Близ главного вокзального здания сохранились и другие, тоже явно дореволюционные.

16. На перроне – километровый знак “0” псковско-рижского хода.

17. Поднимаемся на виадук. Виды просто отличные на станцию и вокзал! Здесь вид на петербургскую сторону.

18. Вид на варшавскую сторону. А за тепловозом видна развилка основной, Петербурго-Варшавской (налево) и более поздней Псковско-Рижской линии (направо).

19. Сейчас на станции стоит утилитарная каменная водонапорка сразу-послевоенного времени. А вот такая, царская, была уничтожена в войну. Гораздо красивее, выше, харизматичнее.

20. Вид на развилку на Динабург – Вильно – Варшаву (налево) и Ригу (направо) поближе. Рижский ход потом уходит на мост через Великую, но о нём попозже.

21. На другой стороне станции – паровозный треугольник к локомотивному депо и с последующим выходом на Бологое-Псковский ход.

22. Однако на треугольнике практически все здания – послевоенные. Видимо, в 1944 г. здесь было горячо и станционные сооружения не уцелели. Башня тоже была построена новая, см. фото 19.

23. Очень, очень длинный вокзал по фасаду. Трудно целиком сфотографировать даже.

24. Спустился вниз и с противоположной стороны смог снять так, чтобы вокзал целиком попал в камеру.

25. Но самое интересное в планировке, однако, находится с северной, петербургской стороны. Под ж/д тупики заняты большие площади, которые упираются в привокзальную площадь – см. справа. Сейчас путей 5, но судя по свободной площади между ними, их было 7 или даже 8. В чем тут дело, зачем такое странное решение?

26. В советское время эти тупики использовались для отстоя пасс. поездов, которых тогда было в разы больше (фото 1974 г.). Но всё-таки, зачем тут это решение, загораживающее привокзальную пл. сбоку? Можно было ведь отстаивать их с другой стороны, где треугольник – там и место есть.

27. Была даже построена окраинная платформа для прибывающих пригородных поездов, которая сохранилась и сейчас. Вокзал – вдалеке, вы видите его слева.

Загадка непонятной конфигурации прояснилась после анализа карт 1917-1943 гг. Оказалось, что между 1915 и 1944 гг. путевое развитие станции было гораздо больше. Бологое-Псковский ход имел отдельный магистральный вход к вокзалу, не пересекавшийся с Петербурго-Варшавским, а в 1916 г. к нему был ещё и пристроен треугольник “военной” линии на Гдов – Нарву, откуда поезда тоже приходили на этот ход. Более того – с 1916 г. псковский вокзал был ещё и островным! Пути бокового хода из Бологое и Нарвы – Гдова проходили по территории нынешней привокзальной площади и затем продолжались на пути рижского хода. А на площадь был автомобильный заезд только с одной стороны. Таким образом, вокзал оказался внутри путей и был “островом”.

28. Понимание тогдашней конфигурации даёт карта 1928 г. Видите, ход из Бологого проходил над Петербурго-Варшавской линией и независимо от неё подходил к вокзалу с другой стороны.

29. Причём тот путепровод бологовского хода сохранился и поныне! Просто сейчас тут проходят уже подьездные пути к местным предприятиям, от ст. Березка. А старые рельсы прямого подхода к вокзалу давно сняты и тут даже после постройки большого путепровода Крестовского шоссе изменился рельеф. А на месте старых путей сейчас проложена ул. Речная.

30. До Первой Мировой карты показывали только дополнительные тупики Рижского хода, которые упирались в вокзал с южной стороны (1913).

31. А вот карта Шуберта от 1917 г. Как раз того времени, когда царь Николай отрекался от престола. Смотрите, “военная” рокадная линия на Гдов-Нарву тут ещё не показана, она была построена на год раньше издания карты. А вот независимые пути бологовского хода и вокзал-остров уже показаны.

Поэтому, с высокой долей вероятности царский литерный поезд Николая II пришёл именно на ту сторону вокзала, где сейчас путей нет – ведь он следовал со станции Дно и по этому бологовскому ходу в конфигурации 1916 г. Перегонять поезд на более оживленную “варшавскую” сторону, где было воинское движение от Петербурга к фронту и обратно – никакого смысла нет. Тем более что там поезд был бы не только в меньшей безопасности, но ещё бы и занимал один проходной путь. В жизни, поезд Николая этой же веткой ушёл в ночь на 2-е марта 1917 г. на Дно и далее на Могилев. И если он стоял на этой ветке – уходил он кратчайшим путём, без манёвров. Выходит, что все события произошли именно на территории Привокзальной площади, где ранее были пути, а сейчас стоит часовня.

32. Причём эта конфигурация “островного” вокзала продержалась всё межвоенное время и была таковой и при немцах (карта 1942 г.), вокзал обозначен красным кантом.

33. Фото 1942 г. – в оккупации местные мальчишки с санками ждут “клиентов” (немецких солдат и гражданских пассажиров), которым они за денежку или продукты куда-то подвезут на санках багаж.

34. После войны пути бологовского хода сняли; остались лишь тупики, так странно упирающиеся в привокзальную площадь. А вот часовня, видимо, и стоит как раз на месте отстоя царского литерного поезда в марте 1917 г. Где и произошло отречение императора.

35. Сейчас все пути – и из Питера и со ст. Дно соединяются за ст. Березки, а старый независимый ход демонтирован после войны.

36. Интересной приметой станции Псков являются также ностальгические ручные стрелки со светящимися флюгарками, которых уже давным-давно почти нигде не осталось, на магистральных ходах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

14 − 13 =