“Полярная Заря”-III. Суоми-блиц: от Питера через Бруснику до Куопио

27 июля, воскресенье. В 6.53 утра мы двинули: всего-то делов положить продукты, настроить навигатор на маршрут, завести и сесть, потому что машина было укомплектована и проверена с вечера. Сперва – заезд на заправку, ещё в Питере: заливаем бак под завязку и ещё в 20-литровую канистру 14 литров (провозить формально можно 10, но никто не смотрит, главное, чтоб не полная, а плескалась).
В 7 утра – уже на «Скандинавии». Ляпота, погода шепчет, машин мало – потому что не суббота, а воскресенье, едь – не хочу. Иду с крейсерской 100, весело и бодро обьезжаем Выборг по обьездной, потом «Лукойл» – доливаем бак до пробки, и затем вдоль Сайменского канала идём на Бруснику. Там уже узкая дорога и постоянные слепые повороты. Жду ряд фур перед границей, но сейчас их что-то нет.
Ага, вот уже и зеленые сестрички смотрят пачпорта: погранзона. В 9.15 мы уже на границе: очередь в ряд человек машин семь, все три ряда работают. Правильный совершенно был расчёт на выезд в воскресенье! Смотрю на спидометр: от дома до поста – 167 км.

Финская дорога №62 с мельницей за Пуумала.
Финская дорога №62 с мельницей за Пуумала.

Боцман начинает заполнять декларацию ещё на подьезде к, так что по прибытию она уже почти готова. За полчаса проходим очередь, таможенник лениво смотрит в набитый плотно багажник – «далеко едетё?» – «да, на Дальний Север», зевает утренним сладким зёвом и покидает нас к следующей жертве. Ещё десять минут уходит на соседей-финнов, традиционный вопрос: «Куда едете?» – «Инари, Лапландия» (это чистая правда, там у нас вторая ночёвка), – «дальеко!».
Затем выруливаю на 13-ю дорогу и ищем подходящее местечко для сворота: уже проголодались. Наконец, находим, и ныряем в укромное необустроенное сосновое местечко. Меняю сим-карту с МТС на Теле2. Прямо на багажнике стелим скатёрку и накрываем стол: горячий чай из термоса, печенье, колбаса и яйца с майонезом. Яиц много, их надо усиленно есть: я сварил все, что в были на тот момент в доме 🙂
После перекуса садится за руль Боцман Зеленый, а я сажусь на штурманскую позицию и начинаю тренироваться оперативным фотоаппаратом Canon S5 IS, купленным за 5 дней до поездки специально для дорожных и сюжетных сьёмок и авишек. А для неторопливых пейзажей у меня лежит в кофре Пентакс и новоприобретенный штатив, купленный по рекомендации jaspe.

 Бесконечные ряды фур ждут своей очереди в Россию. 9 км от границы.
Бесконечные ряды фур ждут своей очереди в Россию. 9 км от границы.

Нет, это не Россия: это Финляндия. Восточная Финляндия почти вся сейчас говорит вдоль дороги по-русски. «Контрольный пункт» – это избушка у дороги, торгующая мелким барахлом и сим-картами. Типа финский юмор 🙂

На развилке сворачиваем на восток, на Иматру: решили ехать не главным шляхом, а более восточными и тихими дорогами.

Это близ поворота на Светогорск, по 6-й дороге: тут царство автомобилевозов. Они стоят длинными рядами по 25-30 машин в кластере, а кластеров таких по пути – штук шесть-семь. И вот действительно видишь, наглядно, что Россия пожирает сейчас просто страшное количество иномарок, и что слова о самом большом рынке в Европе, обогнавшем в 2007-м Германию – это совсем не слова.

Пролетаем Иматру, и затем резко меняем направление – на 62-ю дорогу, на Пуумалу. Ограничение тут почти везде 80, но бывает и 100. В целом никто не гонит, как у нас, идут спокойно и чинно – правда, отъедая законные нештрафные 10 км/ч (больше – штраф). Много попадается питерских номеров, но тем не менее все идут спокойно – тут не забалуешь 🙂

Начинаются сплошные озёра, и в одном живописном месте, завидев вдали высокий мост, останавливаемся на короткий перекур. Вылазим и видим картину маслом: какой-то Опель взял да и выкатился со стоянки вниз в кусты и грязь, к озеру.

А озеро живописное, скалы, воздух – м-м-м! Ножом резать можно травяной запах! Снова вдаряем по чайку (эт дело святое).

Вот по мосту-то мы щас и поедем, через это озерцо, как нам говорит мудрый нафигатор. А далее у нас по пути городок Пуумала.

После Пуумалы сворачиваем на дорогу ещё мельче: с 62-й на 434-ю. У финнов чем больше цифр, тем мельче дорога – впрочем, как и у нас. Только у них указателей раз в десять больше. Тут уже вообще ляпота: ни камер, ни разметки, природа совсем рядом, тихо и встречная машина раз в 15 минут. Люблю малые дороги в Скандинавии и вам того же советую – уезжайте временами с больших шляхов! Будьте ближе к природе нашей. Только с бензином в баке, конечно 🙂
Дорога узенькая, сильно петляет, не уснёшь, ограничение почти везде 80, под конец становится 100.

Озёра, озёра, озёра… они тут везде и вокруг, так уж земля эта изрыта ледником. Щелкать правильные моменты на ходу через лобовое стекло уже неплохо получается, приноровился.

Попетляв с полтинник, выбираемся на главный шлях («пятёрку»), идущий строго на север. Тут уже тебе и камеры, и заголовки, и разделительная – все блага 🙂

Наконец, приближаемся к городу Куопио: тут мы решаем сделать обеденный перерыв в час-полтора и прогуляться по городу. Выставляю навигатор на центр города, съезжаем с трассы, медленно ползем по улицам. Где удобнее останавливаться, ещё непонятно.
Выезжаем к озеру, где яхт-пристань, место шикарное – и две или три почти пустых стоянки. Сегодня воскресенье, и стоянка по идее должна быть не платной.
Выруливаем на одну из них, ставим «Косулю» и смотрим на предмет паркоматов и знаков. Ничего нет, однако к нам подходит припарковавшийся сразу после нас финн лет 50-ти и начинает по-фински чего-то недовольно балакать, вытаскивая пропуск из штанины – типа, «а у вас такой есть? Иначе нельзя!». Затем идёт к своей тачке, но смотрит на нас, ждёт чего-то. Мы тоже смотрим, и решаем машину не оставлять – вдруг чего, а он ведь сразу стукнет «куда надо», несмотря на пустую парковку – тут это дело как два пальца обоссать: норма… Выехали обратно, оставляем в маленькой улочке у однозначно толкуемого знака.
На спидометре от Питера – 461 км.

Сперва перекусываем в парковом месте близ озера. По-простому, на скамейке, у нас же пол-машины продуктов! Пока никаких кафе. Снова яйца, которые Боцман ловко чистит прямо в небольшую дырочку прискамейной мусорки, чай, кефирчик, колбаса… никакого пищевого творчества.
Насытившись и подобрев после того стояночного финна, решаем полтора часа посвятить осмотру славного (или не очень) города Куопио. Вообще, он известен в основном тем, что является духовным центром Финской Православной церкви; недалеко от него и Новый Валаам, куда в 1939-м ушли монахи с Валаама Ладожского.

Жилой дом близ парка.
Жилой дом близ парка.

Вот за что очень уважаю финнов – это за трепетное отношение к природе. Они и живут вокруг неё. Пьют они безбожно, как и наши, конечно, большие любители, но бытового порядку – много больше. Потом мы ещё сравним их с норвегами по чистоте и вердикт будет однозначный – финны, это почти идеал.

Белочка, бегала почти там же.

Так выглядит этот городок в плане. Красным – нарезанные нами круги по нему, пешие и конные авто-.

Здание городского краеведческого музея (не ходили).

Кафедральный собор Tuomiokirkko, достроенный при Александре I в 1809-1815 гг.

Кладка стен собора.

Табличка на фронтоне (увы, на финском или шведском…).

А вот до православного собора св.Николая мы не дошли, ну да ладно.

Через некоторое время мы вышли на центральную (рыночную) площадь, где нас встретил прекраснейший рыжий рынок в стиле «северный модерн».

Честно, он меня восхитил в этом городе. Вот барельеф на фронтоне – дерево и белочки.

Напротив стоит барышня с автоматом… т. е. с орудием непонятного назначения.

С другой же стороны рынка – почти писающий малшик в фонтане. Фонтан почему-то с пеной – вот этого прикола я не понимаю и не понимал. Зачем???

Городская Ратуша, середина XIX века – наследие Российской Империи.

Но это я вам показывал, так сказать, выдающиеся здания, не касаясь ординарной застройки. А ординарная застройка, как это часто бывает в скандинавских городах – на редкость уныла и дебильна, и представляет собой гнусные функционалистские коробки 60-х – 80-х. И даже на центральной площади финны не удержались, чтобы не изгадить этим похабным соседством прелестные модерн и необарокко.

А это – с другой стороны Рыночной (центральной!) площади. Такое же устрашающее архитектурное семидесятничество, смотреть неприятно. И такой застройки в городе немало…

Засунуть бы тех архитекторов в этот шар около Ратуши и на спутнике отправить на Луну, вместе с архитекторами Западного Берлина, большей части Осло, г-цы «Советская» у Фонтанки и Калининского проспекта в Москве. Вообще, я не понимаю, как это полмира тридцать лет подряд строило редкостное архитектурное г….., и при этом ещё какое-то время им и восхищалось.

Сапожник возже Ратуши. У него даже какое-то имя есть.

Пара пипл-зарисовок.
Вот дедушка лет семидесяти ведёт велик с полным турфаршем на багажнике. Это, кстати, хорошая примета Скандинавии – много стариков ведёт активный образ жизни, а не трясёт вином около домино.

Этот финский строгий дедушка неотрывно сверлил нас с Боцманом своим взглядом, пока мы снимали тамошние окрестности. С остановки ушло штук пять автобусов, а он всё сидел.

Церковный авангард на улицах города (вы его ещё много у меня увидите, ещё застрянет в горле).

…и деревянная архитектура. Она тут совсем простенькая, с Русским Севером несравнимая. Правда, состояние отличное.

* * *

Продолжение рассказа – в следующей части

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − одиннадцать =