“Полярная Заря”-II. Планирование и подготовка

Норвежек вы уже посмотрели, а теперь стоит рассказать о планировании и подготовке автопробега. Это вопрос очень важный: грамотная подготовка существенно экономит финансы в пути, делает процесс путешествия насыщенным впечатлениями, но самое главное – она делает участников более устойчивыми к неблагоприятным обстоятельствам и придает действиям гибкость.
* * *
Идея такого автопробега возникла у меня года два назад, сразу после осуществления германо-финского, однако терпеливо ждала своего часа. Места интересные, малоезженные, но достаточно суровые и северные – а это требовало отнестись к подготовке весьма ответственно. Ведь это не Германия, испаханная дорогами как клетчатая скатерть, не Франция и не Испания. С другой стороны, дорожная сеть той части страны по качеству очевидцами рассказывалась как весьма и весьма неплохая, несмотря на малочисленность дорог, и это вселяло надежду.

Первое, что смущало – крайняя дороговизна страны (так оно и оказалось, кстати). Причем на крайнем Севере всё было ещё дороже, что естественно – бензин, продукты, жильё. Значит, надо было заранее снижать издержки и не делать ставку в питании на кафе по пути, как в какой-нибудь Бельгии-Австрии. В северной Норвегии даже между мелкими посёлками расстояние вполне может быть по 50-60 км. Надо было ответственно подойти к планированию и грамотно рассчитать маршрут. Подумать о ночёвках и питании.
Второе, это разорванность сплошного пути. Проехать от Нордкапа по суше на юг нельзя – по пути паромы, и их как минимум два. Как они ходят? Насколько регулярно и часто? Этот вопрос был открыт.
Третьё – это правильная компания. Надо сказать, что это важнейший вопрос для любого многодневного (более пяти дней) пути и к нему надо подходить ещё более ответственно, чем к планированию маршрута. Как говаривал ещё старина Паулюс в январе сорок третьего – «главное, чтобы нас окружали достойные люди» 🙂

Тут нужно много совпадений — чтобы экспедиционеры были не капризны и могли спокойно переносить разные временные тяготы. Чтобы имели опыт походов, притирания и существования в тесном коллективе — то есть не были «отельно-полотенечными туристами». Чтобы не было внезапных экстравагантных привычек типа «а я вегетарьянец, как фюрер», «а я сплю стоя, и только в пятизвездочном отеле» – они должны быть известны заранее. Желательно, но не обязательно – водили машину, в том числе по серпантинам. Как минимум, с интересом относились к истории полярных исследований, флота и второй мировой войны — на этот счёт предполагалась большая программа. Чтобы не вопили от пеших прогулок по городам в десяток-полтора десятка километров и не раздражались от нахождении в эпицентре фотосессий 🙂
К счастью, мы с камрадом jurassicparkcam давно уже нашли общий язык в непростом экспедиционном деле, так что этот вопрос отпадал. За два месяца до старта присоединился и третий участник, не представленный в жж, но тоже имевший хороший опыт поездок – от Сахалина до Южной Африки. В общем, компания подобралась вполне достойная и сильная.

Сперва предполагалась скромная поездка — на 12 дней: просто кондово пилить по «Арктик Хайвей» (трассе Е6), посещая попутные достопримечательности, а от Тронхейма отвернуть на Лулео и коротким паромом уйти на Улеаборг и затем домой. Но по мере изучения источников и открытия новых мест трасса автопробега усложнялась и увеличивалась — до 13 дней, затем до 15, до 17 и наконец выросла до 20-дневного размера. В неё были постепенно включены Хаммерфест, Тромсё, 2-дневный заезд на Лофотенские острова, ночной морской переход Тромсё – Харстад, кое-какие боковые дороги, посещение ледника, горного плато в центре Норвегии и столицы этой страны Осло. Количество паромов выросло с двух до восьми и в итоге мы даже стали сомневаться в том, сумеем ли мы это всё освоить. Возвращение пришлось усложнить заездом в Стокгольм и 16-часовым переходом «Викингом» через Ботнический залив на Хельсинки — иначе было бы неудобно и неэкономно. Я изо всех сил вталкивал суммарный путь в величину 5 тыс. км, сокращая дневные переходы, но в итоге мы превысили эту величину на 15%.
* * *

Немного о методике планирования.
1. Читайте форумы путешественников, проезжавших нужные участки до вас. Оттуда можно почерпнуть множество полезной информации.
2. Планировать дневной путь стоит не более 350 км, особенно если это приморская зона и по пути есть достопримечательности. А лучше – 250-300. В этом случае можно будет произвольно останавливаться там, где захочется, и вы не станете пленниками собственных гигантоманских планов. Большие перегоны (600-800 км) стоит планировать только в транзитных целях, где точно не предполагается остановок. Но и при транзитном пути надо предусмотреть в середине дня полтора часа полного передыха от машины, на обед.
3. На сборы утром и вечером нужно отводить по часу. На приготовление плотного и вкусного ужина – тоже час. Все выигранные резервы (если выйдет быстрей) вам найдётся куда использовать.
4. Не старайтесь бронировать все ночевки заранее, обрекая себя на жёсткую привязку. Всегда попадется такое место, где захочется остановиться именно там. Лучше делать якоря-ночевки (это которые заранее бронированные) примерно раз в 5 дней, а промежуточный путь ночевать «по обстановке». А в Норвегии – можно вообще не делать таких якорей, даже в сезон, в связи с огромной развитостью сети кемпингов.
5. Отводите на обед полтора-два часа. Это дело святое, и спешить тут нельзя. Конечно, вы можете справиться быстро, и тогда оставшийся интервал можно израсходовать на прогулки или просто блаженное сидение в живописном месте на свежем воздухе.
6. Весь предстоящий путь смело увеличивайте на 10% – сами увидите, что он будет неидеален ввиду новых обстоятельств, заездов-ошибок и непланируемых, но внезапно возникших интересных обьектов в 10-15 км от трассы.
7. Музеи надо посещать на свежую голову – т.е. в первой половине дня. Не переусердствуйте с ними – всё посетить невозможно. Оптимум – это пара штук, но зато по профилю ваших интересов и внимательно. Голова – предмет тонкий и её не нужно перегружать.
8. Больше внимания малым городам и малым дорогам – не нужно всё время пилить по главной дороге. Малые дороги сильно оживляют путь, вы становитесь ближе к природе, а малые города – усиливают первозданные впечатления.
9. Средняя курсовая скорость по норвежским дорогам – 70 км/ч, редко больше. Не стремитесь к гонкам, это может дорого обойтись. Это же надо иметь в виду и при трассировке маршрута.
10. Отводите по умолчанию на ожидание парома час. Если выйдет быстрее, то вы получите временной приз, и не сомневайтесь – у вас будет куда его использовать.
* * *
В плане подготовки была приобретена 3-местная палатка Nishe-3 и плитка Totem с восемью сменными баллонами, для увеличения автономности и независимости от наличия/неналичия плиток в местах остановок. Надо сказать, что и палатка пригодилась нам дважды, хотя в основном мы брали домики в кемпингах, и газовая плитка – особенно во второй половине пути. Плиткой мы в обед кипятили чай в чайнике прямо на столиках стоянок, и с наслаждением пили обжигающе горячий и ароматный чай из наших больших кружек на глазах изумлённых европейцев, зябливо кутающихся на перевалах в пледы и тут же заскакивающих в свои машины по причине отсутствия кафе. Заваривали чай заварной кружкой, пакетики не использовали почти никогда (кроме зеленого чая). Особенно шикарно это было проделывать в глухих местах 🙂

Наша плитка, кастрюля и поварёшка. Рядом – русская и шведская консервы.
Наша плитка, кастрюля и поварёшка. Рядом – русская и шведская консервы.

С нами был «генеральный запас» русских продуктов, закупленный по большому списку при отьезде в «Окее», «Реале» и магазине в глухом углу Тамбовской ул. (на этом настоял Боцман, и там мы купили супы с натуральным наполнением – «ну не жрать же нам химговно вроде Галины Бланки или Кнорра»). После пересечения границы мы ещё немного его дополнили в финской «Призме». Однако его хватило только на 12 дней, увы, и семь оставшихся мы столовались на норвежском и шведском рационе. Особенно быстро кончились сладкие сухари и сушки, через пять дней, и нам пришлось усиленно финансировать норвежских печеньевых фабрикантов – ведь чая мы пили много и с удовольствием.
Мы также взяли нужный запас посуды, включая небольшую сковородку.
Субьективно – наши консервы в целом вкусней. А вот сыр (норвежский), коего мы сьели почти 11 кг – просто отличный.
Водочно-коньячно-винный вопрос я освещу позже, отдельно. Хочу только упомянуть, что перевезённый через границу стратегический запас мы весь выпили сами.
Было закуплено много специй, а также чеснока и лука, так как два из трёх экспедиционеров ранее имели опыт армии и понимали, что всяческие специи в еде будут придавать общему мироощущению приятную пряность. И это полностью оправдалось, конечно.

 Это ещё не все наши специи, две забыли выставить на полку.
Это ещё не все наши специи, две забыли выставить на полку.

* * *
Мне пришлось пройти за месяц до старта ТО-2 у официального дилера, чтобы иметь «чистую» гарантийную книжку, хотя я до этого планировал более дешёвые варианты.
С собой взяли «аварийную» канистру топлива (14 литров), которую была с нами на всякий пожарный и мы не её трогали вплоть до возвращения. Кроме этого, у нас всегда была «питьевая» бутыль в 6 литров воды и 2 литра «технической» воды – за этим мы следили строго. И из этой же воды кипятили чайник на дневных привалах. В салоне же всегда лежало печенье и вода 1.5 литра.
Оказался важен также и энергетик (лучше с таурин+кофеин) – непотопляемым оказался только Боцман Зелёный, а вот меня и Маэстро порой подклинивало с засыпанием примерно через час вождения, особенно если это происходило после обеденного перерыва. Три глотка – и полчаса бодрости вперёд обеспечено. Удобней брать энергетик с закручивающейся крышкой, хотя он и редкость на норвежских заправках.

Также оказалось очень хорошим обстоятельством, что все пили, но никто не курил.

Это обеспечило нам везде чистый и первозданный воздух.

Карты у нас были в достатке по всем участкам и в близкой доступности (в боковых карманах дверей), а кроме этого – заранее запасенный Боцманом толстый журнал по норвежским кемпингам. Он оказался вообще удобнейшей находкой, так как там были вбиты и GPS-координаты всех списочных кемпингов. Навигация осуществлялась моим навигатором Asus A690 посредством программы iGo 2006 (2008-я почему-то не встала), с комплектом европейских карт. Конечно, подглючивало иногда, и пару-тройку раз врала, особенно на Лофотенах, но в целом – нормально. Я не ленился выставлять утрами или перед сном маршрут на следующий день с промежуточными точками и это сторицей окупалось на маршруте.
Навигаторы были у всех участников пробега, так что если первый бы вышел из строя или заглючил, мы бы не остались без навигации. Очень серьезно мы относились к энергонаполнению своих девайсов, включая фото – вечером в домике непременно заряжали всё, что можно, а на маршруте – дозаряжали через тройник-делитель от прикуривателя.
* * *
Лучи поноса (в целом) я должен послать страховой фирме «РОСНО», отказавшей мне в расширении моего КАСКО на Скандинавию под смехотворными предлогами – «мы страхуем так только дорогие машины» и «у вас уже был регрессный страховой случай», хотя я знаю, что это дело массовое и многие страховые так страхуют. В частности, «РЕСО-Гарантия», где я брал зеленую карту, у них это стоит около 3 тыс.руб. на месяц. Но у меня КАСКО было от «РОСНО», увы.
Это я хорошо запомнил, на будущее учту – меня они уже фиг дождутся в качестве клиента.
Второй луч поноса – аккумуляторным элементам питания Acme Power на 2400 мА/ч, которые оказались полным говном и фактически подвели меня, как сменный комплект питания для фотокамеры: потом пришлось покупать элементы Филипс за кровные еврики в «Призме», гораздо дороже. А ведь я уже пролетал на этой Акме Пауэр с аккумулятором для Никоши, два года назад. Но теперь уже точно – никогда больше не беру продукцию этой фирмы!
* * *
Ну и наконец, оставалось выбрать символику автопробега. Без неё нельзя, иначе это становится просто рядовым невзрачным и не выделяющимся из прочего событием.

Название родилось как-то сразу, и вы его знаете – «Полярная Заря».
Флагом автопробега был принят Военно-Морской флаг СССР, специально купленный в Кронштадте, и мы его водружали везде в пути (на палатку, на домик, либо внутри домика в соляную ёмкость).

Наш бессменный флаг.
Наш бессменный флаг.

Хранителем машины был выбран вот этот Маленький Тигер у заднего стекла. Он был главным по машине в наше отсутствие и её Смотрящим.

Гербом-символом автопробега мы думали сперва взять белого медведя, но потом, в процессе поездки, стало понятно, что истинный символ – это Лофотенские Чайки. И как-то раз мы даже увидели всех участников автопробега в их образе, вот смотрите.

Слева – строгий Командор, затем – более восторженный Маэстро, самый правый – Боцман Зеленый: задумчивый, хозяйственный и основательный.
Слева – строгий Командор, затем – более восторженный Маэстро, самый правый – Боцман Зеленый: задумчивый, хозяйственный и основательный.

После этой картины ни у кого не осталось сомнений, что является нашим символом.

Гимном автопробега, после некоторых раздумий, стала бессмертная песня «Крепче за баранку держись, шофёр», а Священной Книгой – произведение Ильфа и Петрова «Золотой Телёнок», тоже посвященное автопробежной тематике.

Суббота (26.07) с утра до вечера была посвящена закупкам по списку, проверке документов, оснащения и комплектации машины. Легли только к 12 ночи, назначив подьём на 6.10 утра. Стартовали от меня, с Северо-Запада – это удобный и быстрый выезд на «Скандинавию».
* * *
И вот оно, утро 27 июля – воскресенье. 6.50 утра, за две минуты до старта.
Из Питера на Север стартовали двое – я и Боцман Зеленый.

 Косуля в полной боевой готовности.
Косуля в полной боевой готовности.

…а в это время, дюралевая птица от «Финнэйр» выруливала с ВПП аэропорта им. Кеннеди в цитадели мирового империализма Нью-Йорке, неся в своём чреве третьего экспедиционера – Маэстро.

Местом rendez-vous экспедиционеров был назначен норвежский городишко Лакселв, на самой южной точке Порсангер-фьорда, глубоко вдающегося в сушу кусочка Северного Ледовитого оекана. До него нам нужно было пройти 1503 км через всю Финляндию, а Маэстро – около 8 тыс., воздушным путём с пересадкой в Осло.

* * *

Продолжение рассказа – в следующей части

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 4 =