“Полярная Заря”-XX. Музей “Тирпица”

В предыдущей части было рассмотрено географическое окружение Каа-фьорда (Kåfjord), где стоял германский линкор, а сейчас — виртуальная экскурсия по музею «Тирпица», который расположен в самом конце фьорда, примерно в двух километрах от места его базирования.

Музей этот, несмотря на его глухое расположение, чрезвычайно интересный, и набит под завязку всяческими уникальными артефактами. Уже в который раз я убеждаюсь, что самые живые и яркие по интересности военно-исторические музеи находятся вне столиц и оживлённых дорог, набитых под завязку праздными туриками.
Для того, чтобы пост получился приемлемого размера, пришлось произвести жёсткий отбор — и поэтому тут будут представлены лишь экспонаты, связанные непосредственно с «Тирпицем», а также (в приложении) с лагерем советских военнопленных близ Альты. Но в музее есть экспозиции, посвященные всем родам войск, которые тут воевали — зенитчикам, горным войскам, соединениям малых кораблей и т.д. Они тут не показаны.
Итак, кому интересно — за мной!

В центральном проходе избушки музея — галерея снимков линкора «Тирпиц».

Залы музея набиты под завязку — места мало, а экспонатов много.
Вот один из залов. Левая, ближняя к нам витрина — это артефакты, взятые с «Тирпица», изъятые при ремонте зимы 1943/44 гг. и оставшиеся тут, либо поднятые с места его затопления близ Тромсё.

Паяльная лампа, кусок брони, сигнальный прожектор, дрель, громкоговоритель, кортик — все эти вещи происхождением с борта линкора, либо принадлежали членам экипажа. Только шарфик более свежего происхождения.

Прибор наблюдения (откуда именно, не указано).

Корветтен-капитан в своей каюте (а вот кто именно на ней изображён, я не записал, к сожалению).

Реконструкции: матрос с линкора (уже с обезличенной бескозыркой «Kriegsmarine»)…

…и офицер, с секстантом в руках и биноклем на груди.

Представления к Железному кресту II класса (справа) и боевому знаку «Член экипажа надводного корабля» (слева).

Прибор из турбинного отсека, а также знаки отличия, поднятые с потопленного линкора.

Ещё знаки отличия, пролежавшие в воде и поднятые поисковыми экспедициями после войны.

Слева — снимок молодого музыканта с команды линкора (для меня было некоторым открытием, что в экипаже «Тирпица» были даже музыканты!), справа — какая-то брошюрка о почте (знатоки немецкого, расшифруйте!).

С этим молодым музыкантом (см. кадр выше) произошла весьма интересная история. Он был на линкоре во время бомбардировки его «Толлбоями» и затопления, но сумел выбраться, т. к. находился, по счастью, в верхних отсеках. Затем прошло много лет, норвежские поисковики во время одной из экспедиций в начале 90-х нашли бумажник с его фото, деньгами и документами, и оказалось, что этот моряк до сих пор жив и живёт в Германии. Он приехал в Каа-фьорд, ему вручили его бумажник и он оставил его в музее, как память, подарив заодно музею свою фотографию военных лет. Вот такая история.

Рейхсмарки.

Различные таблички.

Дополнение от pali_ka:
1. Saugen Trinkw(asser) (D)ruckbe(__)
Засасывать
Питьевая вода
2. Entl(eren)
Heizölvorr(at)
Слив запасов жидкого топлива
3. Feuerlösch(–)
Огнетушитель или трубопровод средства для тушения пожаров (вода :))
4. Külwasserp(umpe) f(ür) Hilfmasch(inen)
in d(ie) Turbinenräumen
Насос холодной воды для вспомогательных механизмов в турбинном зале.

Штатная посуда с маркировкой, из столовой. Слева виден перстень с черепом, принадлежавший кому-то из членов экипажа.

Вилки и нож, также с маркировкой. Оттуда же.

Игральные карты.

Шахматы из кают-компании.

Фотокамера. Была ли она штатной на линкоре, или просто принадлежала кому-то из моряков в частном порядке, не понял.

Одеколоны, кремы.

Портсигар.

Радиостанция (не указано, где именно находилась).

Пилот штатного разведчика «Арадо» на «Тирпице» Вильгельм Розенбаум.

А это, напротив, англичанин — командир подлодки X-7 Годфри Плэйс. 22 сентября 1943-го он на своей малютке подошел к линкору, сумел пробраться через противолодочную сеть (со второй попытки), заложил заряды под днище и даже выбрался обратно за пределы «сетевого ящика», но был обнаружен. Лодку забросали глубинными бомбами, двое из экипажа погибли, а двое (в т. ч. и Плэйс) поднялись на поверхность и были выловлены немцами. Однако главное дело было сделано и заряды под линкором сработали.

Есть тут и модельный зал. Там пять «Тирпицей» от разных моделистов, в разном камуфляже, а также множество иных кораблей и немного самолётов.

В зале, где стояли аппараты связи, демонтированные с линкора, я не смог удержаться от соблазна: когда начальник музея пошёл встречать новых посетителей, снял трубку переговорного аппарата и послушал её — вдруг кто ответит?

Пивные кружки и бокалы, выпущенные в Германии в память 20-летия гибели корабля (1964 г.).

Приложение.
Пара экспонатов о лагере советских военнопленных, который находился в 15 км отсюда, близ Альты.

Зима 1942 г. Изображение лагеря.

Самодельный портсигар одного из военнопленных.

Зима 1943 г.

Музейная открытка. Вверху слева есть адрес музея и сайт.

Вывод: музей однозначно рекомендую к посещению.
Не пожалеете, но получите много удовольствия от соприкосновения с реальной и непридуманной Историей. И ещё: меньше часа на него не отводите — иначе не успеете. Мы даже за полтора часа не всё посмотрели так, как хотели.

* * *

Продолжение – в следующей части

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − 4 =