“Полярная Заря”-XLIV. Лофотенское утро с чайками

И вот, наступило наше второе лофотенское утро, теперь уже на самом краю архипелага, в деревне Å. Оно было чудесно – солнце встало из-за высоких зубчатых гор и на наших глазах распространяло свою территорию на домики и залив. Но самое интересное происходило на коньках, карнизах и подоконниках домиков «рорбу» – оказалось, что утром там происходят целые спектакли из жизни чаек. Вечером чайки сидели где-то внутрях или летали, зато с раннего утра происходил процесс чайковых разговоров, кормления подросших птенцов и вытеснения всяческих наглецов с территории — и всё это в массовом количестве, везде. Гомон чаек в результате сливался в какой-то несколько нереальный звуковой фон.

Чайки на окне.

Боцман Зелёный и Маэстро встали на полчаса раньше меня (около 5 утра) и поэтому смогли застать самое-самое начало восхода. Причём Боцману вообще удалось сделать самую выразительную серию — именно поэтому я поставил в пост почти половину его снимков. Я же — так получилось — сделал мало кадров, зато сосредоточился на сьёмке мини-клипов из жизни чаек (в формате avi), и заснял порядка десятка 2-минутных миниатюр. Смотрятся очень забавно 🙂

1. Первые лучи лофотенского солнца: версия Маэстро.

Теперь — серия рассветных кадров от Боцмана Зелёного.
2. Домик над водой.

3. Первые утренние солнечные зайчики.

4. Взгляд назад, на деревню: солнце на глазах расширяет территорию.

5. «Большой» зайчик.

6. Бурная утренняя жизнь чаек.

7. А этот кадр даёт вам представление о том, по сколько зараз сидит чаек на одном домике 🙂

8. Вид на западную оконечность Лофотенской гряды.

9. Утренняя идиллия на озере, за разделяющей косой.

10. Когда я оторвался от съёмки чаечных клипов (около 8 утра), то солнце уже встало довольно высоко, режимное время кончилось и свет стал резким. Как видите, сейчас отлив и рорбу почти все стоят сухие.

11. Вот ещё один вид, с прохода-полуострова домов напротив. Вверху — конструкция для сушки сетей.

12. И ещё раз чайки на доме. Они усиленно тусовались почти до полудня и только потом стали постепенно разлетаться по своим делам.

13. У каждого чайкоиндивида — своя территория.

14. Тот же самый вид, что и на снимке 4, но не в 5.30 утра, а в 8.30. Как видите, солнце захватило себе всё, что могло 🙂

15. Маленькая модель нашей экспедиции (наверху крыши): слева — наблюдательный Командор, скрупулёзно оценивающий действительность, в середине — восторженный фотохудожник Маэстро, справа, на коньке — строгий и основательный Боцман Зелёный.

16. После десяти утра все экспедиционеры вернулись в домик, завтракать и потихоньку собираться на паром. В процессе сборов наткнулись на журнал отзывов, начали его изучать и в результате нашли и русскоязычную запись, двухлетней давности. В конце там было написано «Желаю вам тут хорошо отдохнуть!». Мы мысленно поздравили девочку с прошедшим два года назад днём рождения и единодушно решили, что в Лофотенах её завет мы успешно выполнили 🙂

17. В результате размышлений за заварным чаем, после завтрака со остатками русских и шведскими продуктов, я предложил экспедиционерам нарисовать и свой отзыв на свободном листе и минут за 20 реализовал это дело. Вот что получилось (я уже показывал в конце августа).

Потом все подписались на память 🙂
Так что, друзиа, ежели вдруг кто сюда доберется, до этой деревеньки — берите рорбу под названием «Анна», ищите в ней книгу отзывов и дополняйте своей записью! 🙂

18. А вот такая картина висела в общей гостиной нашего домика, где мы столовались. Вглядитесь: отличная идея и очень выразительно!

…Если отвлечься от конкретики и взять более общую картину нашего автопробега, то я сейчас понимаю, что если бы я знал заранее о том, что увижу — то, наверное, перекроил бы маршрут. Радикально увеличил бы время в пользу Лофотен — заехать на северные части архипелага, остановиться в районе Å подольше, предпринять пеший поход на западный край архипелага, разведав правильную тропу, найти места со свежей рыбой к столу (но не в рыбном ресторане, ептить!!!).

Вообще, это было главным нашим разочарованием в Норвегии — то, что мы не смогли реализовать горячее желание покупать свежевыловленную рыбу прямо с катеров и затем готовить её в домике. Мы тащились от самоприготовленной пищи на ужин в течение всего автопробега, каждый ужин делали маленьким праздником, и хотели бы её разнообразить и ухой и жареной рыбой. Везде, где мы ни спрашивали (кроме Тронхейма) – «где?», «где???»; нам удивлённо отвечали – «а вот в рыбном ресторане, вон там», «купите в супермаркете», «не знаем, у нас так не принято». Не срослось.

С другой стороны, понимаю, что легко бы пожертвовал декадентским Осло (кроме, разве что, «Фрама») в пользу Лофотен и Среднего Севера. Можно было и не делать заезд в столицу страны и затем марш-бросок через Эребру – Стокгольм. Все, что северней Тронхейма — было бесконечно интересней, да и люди намного приятней. Все эти европейские нищие, трансвеститы, панки-собачники, нарки, проткнутые девицы в сиреневом и прочая шелупонь, водящаяся в изобилии в Осло, были мне неприятны и напоминали об изнанке евроцивилизации. А вот северней 62-го градуса не только окружающая природа, но и жизнь была интересней, приятней, социально теплей и намного подлинней.

А Лофотенские острова… это был пик, эмоциональный взлёт и высшая точка красот нашего автопробега, и они теперь навсегда встали для меня в один ряд с Байкалом, Камчаткой и Соловками — то есть лучшими виденными мною уголками земли для настоящего отдыха (не по комфорту, а по душевному ощущению и уникальности), по совокупности показателей. Да, там очень хорошо. Плюс – самый интересный из виденных мною музеев по тематике Второй Мировой. Лофотены, друзиа — это заполярный рай…

В заключение дарю вам координаты этого замечательного места — деревеньки Å.

Теперь мы (в следующем посте) эвакуируемся обратно в материковую Скандинавию.