“Полярная Заря”-XIX. Каа-фьорд – логово “Тирпица”

17 километрах от Альты, если ехать по E6, находится юго-западный тупиковый рукав большого Альтен-фьорда – Каа-фьорд (Kåfjord).
Это – не просто географическое место. Свинцовое небо Каа-фьорда бороздили в своё время разведывательные «Спитфайры» и нагруженные бомбами «Ланкастеры», взлетавшие с авианосцев «Хеллкеты» и «Барракуды», советские Ил-4 и немецкие «Мессершмитты». Серо-синюю воду небольшого фьорда прорезали немецкие танкера и эсминцы, буксиры и рембазы, британские «Миджеты» проникали сюда, прорываясь через противолодочные заграждения с риском для жизни. В ближних окрестностях Каа-фьорда на небольшой площади было сбито не менее двух десятков разнообразных самолётов – одни разбивались в сопках, другие упали в воду фьорда.
Но самое главное – эти сопки и чёрные обрывы на протяжении полутора лет наблюдали повседневную жизнь стальных морских гигантов: тут стоял самый мощный корабль германского флота – линкор «Тирпиц» и (неподалёку) несколько меньший линкор «Шарнхорст»*, угрожая северным конвоям, идущим в СССР. Второй именно отсюда отправился в свой последний поход к мысу Нордкап на Рождество 1943/44 гг., а первый – ходил громить Шпицберген и искал северные конвои, был тут многократно атакован с воздуха и подвергся атаке британскими сверхмалыми подлодками в сентябре 1943-го.

Этого примечательного военно-исторического места и достигли экспедиционеры 31 июля в районе 11 утра; о нём и пойдёт мой рассказ, снабженный для наглядности историческими фото.
* * *
Военные фото в основном пересняты в «Музее Тирпица», находящемся поблизости, ну а современные фото – по большей части мои.

Вначале мы посетили музей «Тирпица», находящийся вот в этой деревянной избушке в самом «корне» Каа-фьорда.

О нём будет отдельный большой рассказ в следующей части – поверьте, это стоит того! Музей просто уникальный по экспонатам. А пока что я покажу внешнее окружение близ музея.

Вход в музей “Тирпица”

Фото на память.

Перед музеем стоит памятник погибшим на «Тирпице».

Табличка на памятнике гласит (в том числе), что здесь, в Каа-фьорде, линкор постоянно базировался с 22 марта 1943-го по 15 октября 1944-го, когда искалеченный гигант был отведен в Тромсё и там уже встретил свой конец под 5-тонными «Толлбоями» с английских «Ланкастеров».

Надпись дублируется и по-английски. В Каа-фьорде погибло 159 «тирпицевцев», а в Тромсё – 916 человек.

Рядом сложены ржавые якоря с немецких эсминцев, а также корпуса мин и торпед (в снимок не вошли).

Аэроснимок с английского разведчика лета 1943-го, когда Royal Navy готовился к операции по выведению «Тирпица» из строя.
Музей «Тирпица» находится в верхнем левом углу снимка, цифрой 1 помечена точка нашей сьемки на эту бухту (ближе к концу поста), цифрой 2 — место расположения памятника английским подводникам, ведшим «Миджеты» на подрыв линкора в 1943-м. Тонкая линия вокруг корабля — противолодочная сеть, до глубины 15 метров.

На этот снимок я дальше буду ссылаться.

После посещения музея мы проехали примерно полтора километра дальше по дороге, к полуострову, у которого стоял линкор. К слову – очень здорово, что музей мы посетили раньше, увидели схемы и карты, так что местность к северу от него осматривали уже осмысленно, понимая и место действия, и что где находилось.

На этом снимке показано место базирования «Тирпица» (обозначено красными поплавками, левая часть кадра), точка съемки — чуть выше цифры 2 на предыдущем кадре аэрофотосъемки, на самом гребне сопки. К линкору вёл тогда постоянный деревянный помост, с которого можно было попасть по трапу на корабль. Офицеры корабля постоянно жили в домиках поблизости, некоторая часть экипажа — тоже, главные турбины были заглушены и постоянно работала только вспомогательная энергетика. Поэтому, чтобы привести линкор в полностью боеготовое состояние и развести пары, нужно было не менее 5-7 часов. Нос «Тирпица» смотрел прямо на Альту, до которой по прямой с десяток км (видна вдалеке).

Если спуститься с этого места (см. выше) вниз лет этак 65 с половиной назад, и попасть на корабль, то можно было наблюдать вот такой вид.

А в 1904 году, когда Норвегия ещё не отделилась от Швеции, эта местность выглядела вот так. Стрелка почти точно показывает место съемки моих кадров (сделанных в точке 2). Ну, разве что чуть-чуть ближе к мысу.

Продвигаемся по сопке ближе к мысу.
Тут уже открывается более объёмный вид на побережье. Мы видим выемку между сопок со строением в ней. Выемка, судя по тому, что на довоенных фото её не было, была вырыта немцами для высвобождения пространства и затем земляные работы продолжались — возводились новые и новые сооружения. Строения этого в войну тоже не было.

На этом месте тогда был плац, который использовался и как футбольное поле. Вот на этом снимке — начало футбольного матча между командами «Шарнхорста» и эсминца Z-31. Лето 1943-го.

Ещё один вид линкора с этого полуострова, на котором мы сейчас (спустя 65 лет) находимся и снимаем. «Тирпиц» только-только пришёл в Каа-фьорд из центральной Норвегии, находясь под парами. Ещё не существует деревянного помоста, который на снимках мая-июня 1943-го уже хорошо виден.

Весна 1943. Прибытие на «Тирпиц» какого-то высокопоставленного начальства (в адмиральской фуражке, крайний слева). Офицер правей его похож на командира линкора капитана цур зее Майера, но совершенно определенно утверждать не берусь. Возможно также, что это передача командования от Топпа к Майеру (Карл Топп, предыдущий командир, был произведён в контр-адмиралы в начале 1943 и уехал в Берлин).

Июнь 1943. Если забраться на сопку, примыкающую к полуострову, то открывался такой вид на Каа-фьорд и линкор. Очень хорошо виден длинный низменный «язык», примыкающий к противоположному берегу (мы его ещё увидим ниже), и деревянный пешеходный помост, ведущий к линкору.

Схема драмы, разыгравшейся в этой бухточке 22 сентября 1943-го, когда британские сверхмалые подлодки X-класса проникли в Каа-фьорд, сумели проникнуть через противолодочные сети, заложили донные заряды у корпуса линкора и затем были обнаружены и уничтожены немцами, однако подводные взрывы им уже не удалось предотвратить. В результате линкор вышел как боевая единица из строя на полгода, до весны 1944-го.

Фото «Тирпица», сделанное 23 сентября 1943-го, на следующий день после английской атаки «Миджетами».

На гребне сопки (цифра 2 аэрофотосъемки), в весьма глухом месте, стоит памятник английским подводникам.

Контраст окружающего с полированной поверхностью очень резкий, поэтому вот ещё один снимок, чтобы можно было прочесть надписи на нем. Ракурс, в котором весьма сложно (но всё же можно) читать — это художественный взгляд Маэстро. Но другого у нас нет.

И ещё один снимок с этого полуострова (точка съемки 2) — в «корень» Каа-фьорда, противоположная от места стоянки линкора сторона. В самом конце стоит избушка — музей «Тирпица» (тут закрыта лесистым полуостровом).

Теперь переезжаем на точку съемки 1 (см. аэрофотоснимок), дабы обозреть стоянку «Тирпица» с другой стороны. Вид на бухту от дороги.

Вот та самая акватория, на которой и разыгралась вся драма с линкором и сверхмалыми британскими подлодками. Она сравнительно небольшая – представляю, как тут надо было ювелирно маневрировать. Место стоянки «Тирпица» обозначено мною стрелкой.

Поворачиваем камеру чуть левее: вид на противоположный берег Каа-фьорда с крутыми склонами осыпями. Если присмотритесь, то увидите и тот характерный длинный «язык» (тут покрыт травой), видимый на многих исторических фото и на аэрофотосъемке. Наверху в войну стояли зенитные посты ПВО, а также расчеты дымзавес с оборудованием.

Ещё одно фото со склона сопки на акваторию (стрелка — место стоянки «Тирпица» и его ориентация).

Весна 1943. Фото одного из подразделений «Тирпица» на фоне башни «Anton», тут 63 человека. Всего на линкоре штатно было около 2 тыс. чел. экипажа, так что, если вы это количество людей помножите на 30-33, получите весь экипаж 🙂

1943. Развлечения обслуживающих команд на берегу. Очевидно, это какой-то музыкальный номер: аккордеоны, флейты (?), ударные. Непонятно только, что делают четверо за дощатым столом, какова их функция.

Следующий пост будет целиком посвящен музею «Тирпица» и преметам, изьятым с него и поднятым в результате поисковых экспедиций, а затем уж мы тронемся дальше в наш дальний путь на юго-запад.

И ещё, дабы упредить возможные вопросы:
1) Характеристики линкора «Тирпиц»
2) Драматичная история линкора и воздушных атак на него
3) Об атаке Н.А.Лунина на «Тирпиц»

При подготовке поста использована также вот эта книга.

Следующий пост будет целиком посвящен музею «Тирпица» и предметам, изъятым с него и поднятым в результате поисковых экспедиций, а затем уж мы тронемся дальше в наш дальний путь на юго-запад.

* * *

Продолжение – в следующей части

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − два =