“Полярная Заря”-XLIX. Авиамузей Будё: военный зал

Насладились видами авиабазы? Теперь айда в сам музей.
Он разделен на два больших зала-крыла – военный и гражданский, мы начнём осмотр с военного зала. Покажу я вам далеко не всё, а только расскажу об основных моих впечатлениях. Для полного осмотра идите на сайт музея.

Для начала привожу схему размещения главных экспонатов, чтобы было понятно, что там имеется и где.

Однако, кроме них, в музее организовано (в межсамолётном пространстве) много мелких витрин со всякими интересными фотодополнениями, приборами и приборными досками, фрагментами формы лётчиков, знаков различия, оснащения и т. д. Центральный круг – это холл, а наверху – диспетчерская вышка, с которой я и снимал с зумом показанные ранее виды авиабазы.

Летающий человечек на входе.

Там же, на втором ярусе центрального круга, норвежцы каким-то чудом втащили «Тайгер» F-5. Кстати, осматривая его, я осознал, что второе название американцы дали ему вполне по-голливудски – «Борец за свободу». Раньше как-то на этом не акцентировался.

А теперь выходим на балкон второго яруса, с краю военного зала, и смотрим общий вид. Как видите сами, зал-цех просто набит самолётами. Нет, он НАБИТ ими. В два яруса — внизу стоят, вверху – подвешены.

Большой проблемой оказалась темнота цехов музея, я сразу не приспособился, выставил слишком большое ISO для резкости и примерно две трети моих фото из музея оказались слишком зернистыми. Фото от Маэстро переосветлено, и надо сказать, что это здорово улучшает восприятие. Он использовал свой гибкий мини-штатив для цифромыльницы (у меня такого не было), и снимал немного, зато на 3-8 секундных выдержках. Поэтому почти половина фото в посте — его.
В реальности со светом было совсем не так — полутьма и фонари подсвечивают фактуру очень скупо, снимать сложно, самолёты надвигаются один-на другой, ракурс выбрать не так просто.

Самый большой самолёт военного цеха — это дальний морской разведчик «Каталина» PBY-5A с огромным размахом крыльев.

Стиль табличек в музее весьма оригинален, но вполне по-норвежски — из дерева 🙂

Вид на «Каталину» сбоку.

Ещё один знаковый самолет Второй Мировой — скоростной бомбардировщик «Москито» английской компании de Havilland.

В углу цеха, подсвеченные разными цветами, живописно лежат нереставрированные останки поднятого со дна фьорда немецкого «Юнкерса-88».

На небольших промежутках между самолётами расположены витринки на самые разные темы. Вот, скажем, советский Пе-2, тоже «работавший» против немцев на Полярном Севере.

Английский самолёт-легенда — истребитель «Спитфайр» (Supermarine Spitfire). Над ним возвышается крыло «Каталины».

Этот же «Спитфайр», вид с галереи.

Приборная панель «Спитфайра» (это отдельный стенд). Очень интересно было разглядывать — и стиль и мелкие подробности.

Американец CF-104 «Старфайтер».

Вот что любопытное про него пишет Википедия:
F-104 был первым самолётом, который мог летать со скоростью в два раза больше скорости звука, а также первым самолётом, который в одно и то же время владел рекордами скорости и высоты полёта. 7 мая 1958 майор Говард Джонсон (Howard C. Johnson) поднялся на этой машине на высоту 27830 м, а 16 мая капитан Уолтер Ирвин (Walter W. Irwin) достиг скорости 2259,3 км/час. 14 декабря 1959 года F-104С побил мировой рекорд высоты в 31534 м (103389 футов) и стал первым в истории самолетом, поднявшимся выше 100000 футов.

Авиаэнциклопедия Airwar про него тоже пишет интересное:
Если не считать сбития индийского Су-7, которого “Старфайтер” подловил в момент штурмовки, практически все воздушные бои с советскими машинами завершились для пилотов F-104 весьма печально. Тут же, кстати, можно вспомнить гибель американского летчика Филиппа Смита в поединке с китайским МиГ-19 над Тайваньским проливом. Факты говорят сами за себя и вряд ли нуждаются в комментариях. На этом можно закончить скандально-драматичную историю “алюминиевого гроба”. А в заключение приведем несколько цифр. Всего за 20 лет серийного производства было построено 2615 экземпляров F-104. Свыше 600 из них (полная статистика до сих пор не опубликована) разбилось в авариях и катастрофах. Ни одна из войн последних десятилетий, за исключением разве что вьетнамской, не приводила к таким потерям в авиации.

Ладно, идём дальше.
Вот этот самолёт оказался, после «Каталины» в военном зале, пожалуй, самым интересным из всех.
Это главный оппонент нашего МиГ-15 в Корее – F-86 “Сейбр”. Вокруг него можно было ходить долго – с одной стороны у него открыты служебные панели и лючки, и видны некоторые внутренности.

Вид на “Сейбр” сверху. Вот недавно уважаемый lord_k показывал интересную серию о МиГ-15, так вот – МиГ покрасивше будет, на мой взгляд. Чисто визуально, красивше.

А вот что пишет про него Airwar:
Одним из самых знаменитых послевоенных самолетов является, без сомнения, F-86 Sabre фирмы North American Aviation. Его известность обусловлена не только выдающимися для своего времени характеристиками, но и широким применением в различных вооруженных конфликтах, разгоревшихся вскоре после окончания Второй мировой войны. Успешное применение самолетов в Корее, где они сыскали славу MIG Killer (Убийцы МиГов), принесло коммерческий успех фирме. F-86 поставлялся более чем в 30 стран и находился на вооружении до начала 70-х годов. На счету истребителей более 900 побед в воздушных боях. Таким показателем не может похвастаться ни один из реактивных самолетов. Sabre являлся не только прекрасным бойцом, но и одной из наиболее универсальных машин в истории авиации. Еще в 1983 г., спустя 36 лет с момента подъема в воздух первого прототипа, несколько самолетов этого типа использовались при проведении различного рода экспериментов в исследовательских институтах США

Макет английской атомной бомбы начала 60-х. Кстати, это фото хорошо показывает, как именно был освещён музей.

Маркировка А-Бомбы.

Есть в музее и пара стендиков о советской военной угрозе – ну как без неё? 🙂

На пандусе, который соединяет первый и второй ярусы, размещена галерея лётных высотных костюмов.

А это – тоже поднятые после войны останки самолёта (He-111).

Большим разочарованием для меня оказалось отсутствие в зале U-2, но о нём позже 🙂
Теперь переходим в зал гражданской авиации.

* * *

Продолжение – в следующей части

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь − пять =