“Полярная Заря”-L. Авиамузей Будё: гражданский зал и U-2

Продолжаем прогулку по авиамузею Будё. Теперь переходим в другое крыло и осматриваем зал гражданской авиации, а заодно познакомимся с самолётом-легендой U-2.

На входе стоит вот такой забавный педальный улыбающийся самолётик 🙂

Общий вид «гражданского» зала. Он меньше военного примерно на треть, и тут царствует «Тётушка Ю» (Ju-52), в удобном для норвежских условий варианте гидросамолёта.

Вокруг неё я ходил довольно долго, облизываясь, как кот. Красивая всё-таки машина!

Проекция «Тётушки» немного сзади, из-под крыла.

Дюралевый гофр эстетически прекрасен 🙂

Инсталляция, показывающая применение «Тетушки Ю» в Норвегии. На заднем плане — хорошо уже знакомые вам рорбу на сваях, и пассажиры направляются на посадку на лодках.

А это — канадская «Выдра» (de Havilland DHC-3 Otter), сразу-послевоенная (1951). Норвеги покупали её для тяжелых условий эксплуатации на Полярном Севере, где она показала себя очень хорошо. Вмещала 14 человек, был транспортный и санитарный варианты.

Среднемагистральный Fokker F.28-1000 Fellowship, реактивный самолёт поколения 60-х. Норвегия его покупала у голландцев, для своих линий.

Каждый из самолётов (Фоккеров) имел у них своё имя — примерно как у нас сейчас дальние стратеги, типа Ту-160.

В «Фоккер» можно зайти и посмотреть салон…

…и пилотскую кабину.

Указатели длительности полёта для разных пунктов.

Форма пилотов и стюардесс норвежских авиалиний.

Нашелся тут и потерянный мной легендарный «шпион» U-2 (стратегический высотный разведчик), которого я больше всего хотел увидеть. Он болтался подвешенным в дальнем уголке гражданского зала. Странно, что норвеги засунули его в «гражданский» зал.

Внимательный визуальный осмотр этого уникального самолёта убедил меня, что машина это очень интересная и для своего времени (конец 50-х) — выдающаяся. Многое в нём меня удивило — прежде всего то, что его крейсерская скорость всего лишь 750 км/ч — меньше какого-нить гражданского ИЛа или Боинга. Почему-то я раньше считал его сверхзвуковым. И поэтому удивления насчет наличия на его абсолютно чёрном корпусе всяких горбов и выступов, мешающих аэродинамике, отпали.

Кроме того, оказывается, он работал на особом сорте топлива — в два с половиной раза дороже обычного, под который и были специально заточены его движки. Получается, штатно заправить за пределами США его можно было только в Инджирлике (Турция), Будё (Норвегия) и на одной из английских авиабаз (название по памяти не помню). А во всякие Пешавары и прочие Гуантанамо приходилось заранее завозить разовые порции топлива.

Двигательная установка U-2.

Удивили и компактные размеры U-2. Он совсем небольшой.

Однако более всего удивили размеры пилотской кабины. Я, честно говоря, даже немного пожалел беднягу Пауэрса — восемь часов сидеть на офигенной высоте, в компенсирующем костюме, стесняющем движения, в такой малой капсуле! Кабина даже меньше истребительной. Пилот физически не мог принимать пищу в полёте, возможно, мог попить, но с трудом. И, это, извинитя… Ума не приложу, а как он там в полёте срал!? А ведь за восемь-десять часов вполне может приспичить, это же не пара часов на истребителе.

Проекция сзади.

Вот ещё из биографии U-2 (Аirwar):
Во время разведывательных полетов пилоты, как правило, снабжались финским ножом, пистолетом с глушителем, ядовитыми ампулами, подробными картами государств, над которыми пролегал маршрут, валютой, часами и другими драгоценностями для расплаты, в случае необходимости, с населением и другими реквизитами а-ля Джеймс Бонд. Но вскоре выяснился еще один, потрясающий факт. Катапультируемое кресло было, со слов самого Пауэрса, оснащено мощной взрывчаткой: попасться в руки противника в таком случае было чрезвычайно сложно… Пауэрсу же этот секрет открыл техник самолета на заводском аэродроме. Поэтому, когда в полете, на высоте 68 тысяч футов, он был сбит советской ракетой (по коду НАТО – SA-2 Джудилайн), учел это коварное обстоятельство и при падении обломков покинул кабину без помощи катапульты, в свободном падении вручную открыл парашют. Попав в плен, на публичном суде в Колонном зале Дома союзов он раскрыл эту антигуманную аферу перед всемирной общественностью.

Интересно также, что у U-2 было только одно шасси.
Вот что пишет по этому поводу Airwar:
Для достижения такого высокого практического потолка самолет-разведчик имел ряд конструктивных особенностей. Он оборудовался тандемным шасси со вспомогательными стойками под крылом, которые отделялись при взлете. Сначала это было весьма непривычным и крайне неудобным способом. Вспомогательные стойки кренились к крылу втулкой с тросом, другой конец его держал техник, который при взлете бежал рядом со стартующим самолетом, затем выдергивал втулку тросом, и стойка с колесом отпадала прочь. С противоположной стороны другой член стартовой команды делал то же самое, и U-2 с возрастанием скорости благополучно взлетал. С посадкой тоже были немалые сложности.
Пилоты тренировались сажать U-2 на глазок. Делалось это так: обычно приземлялись при встречном ветре, как на планере, и балансировали рулями крены до полной потери скорости. Однако после окончания шпионских полетов случались неприятности, когда приземлявшиеся самолеты получали повреждения, приводившие нередко к авариям. Так, почти половина из первоначально построенных 48 самолетов U-2, входивших в авиапромышленный заказ 1956 года, за десять лет по разным причинам была потеряна.

В целом, осмотр этого самолёта действительно был чрезвычайно интересен. Многих нюансов ведь не осознаешь при чтении книжек, а вот когда видишь всякие подробности вживую…

А вот так выглядит билет в авиамузей. Надел его на руку и ходишь по залам 🙂

И, на закуску, серия исторических плакатов норвежской авиации.

Этот мне напоминает известный плакат с портретом Сталина и пролетом множества самолётов над Красной Площадью — похожий приём, только ещё более претенциозно: фоном служит земной шар.

«Вокруг полюса коротким путём».

Настоящий дизельпанк — обожаю как летающие лодки, так и такой стиль!

И ещё интересный диэнэлевский плакат с разными машинами «на фоне».

Завершаем знакомиться с музеем.

В целом рекомендую, если заедете в Будё.
Идите, и не сомневайтесь — тут очень интересно!

* * *

стальные части на ЖЖ уцелели, поэтому ссылка на часть LI ведет уже на территорию LJ)

Продолжение – в следующей части

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + 2 =