“Полярная Заря”-XLVIII. Авиабаза Будё

Осмотрев город Будё, экспедиционеры направили свои стопы на юг, где размещалась знаменитая авиабаза НАТО, одна из крупнейших на северо-европейском ТВД, куда 1 мая 1960 года не долетел Френсис Пауэрс на своём U-2 (он предпочёл приземлиться на колхозном поле близ Свердловска). Рядом с территорией авиабазы в конверсионные 90-е годы был построен большой авиамузей (1994) – ставший к сегодняшнему дню главным музеем истории норвежских ВВС. Вот его-то экспедиционеры и собирались посетить, тем более что в составе экспозиции обещался тот самый крылатый разведчик Lockheed U-2.
В этом посте мы сам авиамузей смотреть не будем, а пойдём на диспетчерскую вышку, дабы осмотреть прилегающую территорию – а там, поверьте, много интересного!

 Самолёт-памятник «Харрикейн» перед зданием авиамузея.
Самолёт-памятник «Харрикейн» перед зданием авиамузея.

Самолёт-памятник перед зданием. Тогда я не посмотрел точной модели, полагая, что это «Спитфайр», но сейчас уточнили – «Харрикейн».

Памятник английским лётчикам, погибшим в 1940 г. в боях с немцами.

А вот так выглядит левое крыло авиамузея (военная часть). Вообще, сделали норвежцы свой комплекс грандиозно, и я всё время думал, когда там ходил – «нам бы так упрятать монинскую коллекцию, которая в десять раз уникальней». Построен он в стиле хай-тек.

Вход в музей.

Заходим…

Эмблема музея вышита на ковриках и выдавлена на стенах.

Вид назад, из холла в стеклянный переход – на улицу.

Сейчас мы сам музей смотреть не будем, это будет в двух следующих постах (военный и гражданский залы), а зайдём в небольшое центральное помещение, имеющее форму круга, и будем подниматься по лестнице на диспетчерскую вышку управления полётами.

Вот мы и поднялись наверх. Тут выставлена аппаратура 60-х – 70-х годов – периода наивысшего расцвета авиабазы.

Теперь давайте посмотрим по разным сторонам – из пункта управления полётами круговой обзор. Смотреть на микрорайоны при авиабазе не очень интересно, даю этот снимок просто для порядку.

Однако взгляд на южные сектора обзора даёт нам более интересные виды.
Вот, например, вид на гражданскую часть (тут местный аэропорт и ВПП для гражданских самолётов). Вдали видна та самая необычная трехглавая гора, которую я уже показывал неоднократно в предыдущих главах. А между полосами и фьордом – служебные строения аэропорта и авиабазы. Ещё ближе к фьорду (ниже по склону) – строения собственно военной части (авиабазы), их отсюда не видно.

А теперь переведём взгляд правей, на военную часть территории. ВПП уходит далеко на запад, к морю, и конца её отсюда не видно. И вообще, территория базы со всеми её службами составляет примерно треть от общей территории города, если считать по площади. С юга территорию ограничивает Сальт-фьорд.

Даже без зума хорошо видны капониры для военной авиации – самих истребителей в момент моей съёмки на видимой территории стояло только два.

А вот теперь серия снимков с большим зумом (от x5 до x12).
На правой части снимка видно, что на подготовке стоит истребитель. Минут через семь он вырулит и взлетит. К сожалению, сделает это он очень внезапно, когда я буду снимать другой сектор обзора, и не успею ничего предпринять по части съёмки, а на спонтанном кадре всё размажется 🙁

Ещё капониры и истребитель (?) в правой части. Этот стоял всё время, не взлетал.

Вид на капонир с максимальным зумом. Строили капитально и основательно. А кто именно – точно не знаю, потому что американцам в начале 50-х база перешла от немцев, которые, собственно, и построили саму эту базу здесь.

Въезд в военный городок (основная часть расположена под склоном и отсюда не видна). Тут такая же традиция, как и в советских военных городках – ставить на въезде самолёты-памятники. Всё вокруг утыкано всяческими знаками и кучей видеокамер.

Заглублённый капонир в невысокой сопке. Пока я стоял наверху, туда заехал и выехал топливозаправщик. Но самолёт не появился.

Ещё капониры. Сейчас тут базируется две эскадрильи норвежских F-16 (около 30 штук), незнаемое мною точно количество американских «Орионов» (дальних морских противолодочных разведчиков, патрулирующих пути выхода российских подлодок СФ в Атлантику) и ещё несколько каких-то мною неопознанных самолётов. Раньше было много больше, до начала 90-х – когда существовал СССР.

Ну что, посмотрели, насладились? 🙂
Теперь спускаемся вниз с вышки и идём смотреть сам музей.

* * *

Продолжение – в следующей части

Полное содержание цикла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемнадцать + 10 =