Байкальская переправа и станция Порт-Байкал

День 9

На Кругобайкальской дороге в промежуток 1999-2011 я бывал несколько раз, и всё разными способами. Пешком прошёл (1999), на тепловозе (2002, 2007), на буржуинском спецпоезде (2001), на рейсовой “мотане” (2004) и на рельсобусе (2011). Надо сказать, что за прошедшие годы Кругобайкалка сильно поднялась как туристическая достопримечательность, а её окрестности, всего лишь 17 лет назад представлявшие собой забытые Богом микроскопические посёлочки, претерпели превращение в гламурные турбазы и обустроенные по всем правилам стоянки. Там появились турпоезда – причём не один вид, а сразу несколько (на электропоезде под тепловозной тягой, на рельсобусе, на паровозной тяге).

В этот раз мы с коллегой mikka решили испробовать тот способ перемещения, который вошёл в обыденность не очень давно – на туристическом поезде. Поскольку в наличии было два варианта – от Порт-Байкала на Слюдянку или обратно, выбран был первый – потому что мне-то надо было двигаться далее на восток, а наворачивать ещё один круг через Иркутск никакого смысла не имело. И всё бы хорошо, но мы (не специально!) попали на рейс особенный и нестандартный – во-первых, там был выделен целый вагон для представителей турфирм, которые возят туристов на Байкал. Они смотрели “фактуру” размещения и сервиса лично. Во-вторых, из-за этого на данный рейс была отменена живописная остановка у ручья Киркирей. И, самое главное и третье – остальные вагоны почти полностью выкупили китайцы, благодаря чему поездка приобрела дополнительный колорит 🙂

Поскольку поездка вышла очень уж насыщенной самыми разнонаправленными впечатлениями, то этот длинный день я разделил на 3 части. В первой части – утренняя часть дороги, переправа на Порт-Байкал и радикально преобразившаяся конечная станция современной Кругобайкалки.

Балалайкой встречают китайцев на Кругобайкалке

2. Предыдущий день был проведён в Иркутске, а на следующий день пришлось вставать рано-рано, чтобы успеть на автобус группы до Листвянки. В этот утро морозец стукнул совсем уж для сентября неплохо (-5), так что пока я дошёл от “Ангары” до драмтеатра, руки заледенели.

3. В 7-15 утра стартовали на Листвянку по т.н. “трассе Эйзенхауэра”. Название идёт от планируемого ответного визита Эйзенхауэра в СССР, он должен был состояться в июне 1960-го. Увы, потом случился шпионский полёт У-2 и его сбитие под Свердловском, так что американский президент тут так и не побывал. А вот прямая дорога, спешно построенная к его визиту прямо к Байкалу – осталась.

4. Мы у Байкала. Солнце только-только встаёт из-за сопок, морозец тут не меньше иркутского, зато влажность выше. Отчего ощущение погоды ещё холоднее. Спешно лезу в рюкзак за тёплыми перчатками – чую, без них будет хреново 🙂

5. Наш катер уже ждёт. Переправа длится всего 15 минут, плыть немного. Но холодина какая, для сентября!

6. И вот, эпический момент. К нашему скромному микрику присоединяется три здоровенных “Неоплана” с китайцами, и посудину наводняет толпа жителей Поднебесной. И это ещё только треть того, что сядет на большой поезд!

7. Менюшка адаптирована на китайцев, и английский тут совсем не нужен.

8. На борту царит суматоха, гомон и радостное возбуждение.

9. Поехали. Вон вдали исток Ангары. Туда дальше – в Иркутск, к плотине. Когда вышли на открытую воду, задул ледяной ветер и я через минуту шмыгнул обратно, в тёплый салон.

10. Впереди быстро приближается порт-байкальская гора и станция у её подножия. Издалека виден поезд – уже наш, что ли? И паровоз. Мы под паровозом поедем разве?

11. Заходим в гавань Порт-Байкала и швартуемся.

12. На берегу уже приготовлена встреча: русская красавица с балалайкой, и бурят в роли русского (впрочем, китайцам и так пойдёт). Как только пароход отдаёт концы, они начинают бренькать русские мелодии.

13. Артисты с балалайкой производит форменный фурор и сотни восторгов по лопатофонам немедленно передаются в Weibo. Впрочем, пара десятков туристов щелкают и зеркалками.

Как-то вот так это выглядело:

14. А на первом пути уже и наш поезд.

15. Однако самое интересное – дальше. За 5 лет, что я тут не был, закончили достройку приблизительной реплики старого царского вокзала станции Байкал и теперь она здесь является центром цивилизации. Сам вокзал представляет собой гибрид поста ЭЦ, зала ожидания, музея Кругобайкалки, гостиницы и кафе-столовой. Раньше ничего этого не было.

16. У станции для колориту оставили Ъ на конце.

17. Обустройство коснулось и прилегающих территорий. Клумбы, фонари, навесы… Контраст за 5 лет просто разительный!

18. Перрон полностью дощатый, что правильно и аутентично. Создаёт ощущение старой царской станции, как и задумывалось.

19. Ладно, зайдём внутрь и посмотрим, что там наделали.

20. Мда… И тут тоже, для туристов – неплохо. Конечно, реплика, но ощущение есть.

21. Соседний зал – кафешка. Заглянул туда и вспомнил, как мы с братом в 1999 году, придя сюда пешком, искали хотя бы какой-то работающий в 11 утра магазин в окрестностях, чтобы консервы и хлеб прикупить…

22. А тут вход в музей. Объявление гласило, что он именно сегодня закрыт (понедельник), но для большой группы его все же открыли. Посмотрим?

23. Музей занимает пару залов, но по содержанию очень неплох. Рекомендую однозначно проезжающим путникам зайти и посмотреть – сделаны и наглядные макеты, и много фотографий с пояснениями. Потом по Кругобайкалке будет ехать намного интересней. Раньше тут ничего такого и в помине не было.

24. Реконструкция моста через бухту Берёзовую, просуществовавшего всего несколько лет в однопутном режиме.

25. Наглядный макет станции с байкальской переправой. У пристани стоит большой паром, сожжённый в 1918-м. А в доке, смотрите, стоит та самая “Ангара”, про которую я совсем недавно вам рассказывал.

26. Любопытное соотношение надписей “Руками не трогать”. Маленькая английская, средняя русская и огромная китайская 🙂

27. Есть и служебное помещение дежурного по станции. Дорога сейчас работает в разы активнее, чем всего лишь 8-10 лет назад. Прибавилось и стрелок, и разъездов.

28. Расписание тоже стало больше. Смотрите, кроме рейсовой “мотани” (вверху), есть много турпоездов. А кроме них, тут ходят ещё и специальные буржуинские – типа “Золотой Орёл”.

29. Ну а мы сейчас пройдём во-о-он туда, за лобастый утёс с поворотом железной дороги на Ангару и посмотрим, где сейчас конец Кругобайкалки.

30. Уходим назад, к Ангаре. Старое здание отреставрировано и выглядит с иголочки.

31. Паровоз, который был виден с катера издали – оказывается, его тут поставили памятником. Раньше не было. Конечно же, китайцы тут устроили фотосессию – ведь он с красной звездой! 🙂

32. Поставили послевоенную мощную “Лебедянку”, хотя конечно исторически надо было ставить более лёгкий ленд-лизовский Еа, которые на этом участке после войны были основными в парке локомотивов.

33. Идём дальше. Работают путейцы.

34. Взгляд назад. Наш поезд удаляется и вскоре скрывается с виду за утёсом.

35. Новое удивление: на Кругобайкалке, этом когда-то сонном архаичном царстве, появились автоматические стрелки! Ну, дела!

36. Снова взгляд назад. Поезда уже не видно. С этого места когда-то, столетие и более назад, отходила левее специальная линия для погрузки вагонов на ж/д паром “Байкал”, когда Кругобайкалка ещё не была достроена (см. также фото №29 для наглядности).

37. Справа вместо Байкала начинается Ангара, а с левой стороны путь уходит в тупик. Всё. Вот он и есть, конец Кругобайкалки. Дальше пути нет – хотя когда-то, до 1956 года, тут был главный ход Транссиба (!) и поезда шли с большой частотой.

38. Снимок на память на тупике.

39. …И вид с него в сторону Байкала. Вот оттуда мы и пришли. Идти близко, минут 10-12.

40. Но просёлочная дорога по бывшей линии Транссиба идёт дальше вдоль реки. Сохранились и царские здания Сибирской ж.д. Вот это, например, сейчас отдано Байкальскому лесничеству.

41. Просёлок убегает дальше. Тут и шла когда-то главная линия Великого Сибирского пути, пока не была затоплена после строительства Иркутской ГЭС (1956).

42. Возвращаемся обратно, к поезду. Поезд 8-вагонный, но 1 вагон отдан под электростанцию, которая даёт энергию отоплению, кондишенам и освещению. Первый вагон – I класса, остальные шесть – II класса. Пока мы ходили к тупику, привезли пароходом ещё одну группу китайцев.

43. Прошёлся ещё вдоль линии, но в другую сторону. Есть тут и ещё сохранившиеся здания Сибирской ж.д. Вообще, на станции Байкал и сейчас очень колоритно. Если отойти от нового вокзала, в любую сторону – увидите много исторически интересного.

44. Вид на станцию Порт-Байкал, которая расположена в кривой.

45. Ну а в следующей части расскажу и про сам поезд и наш путь по этой легендарной дороге.

Грузимся в свой вагон, отправление у нас в 10-38.

Содержание цикла