На кисловодском поезде до Иркутска с зэками и хипстерами

День 7

Из Красноярска далее на восток путь лежал у меня очередным “курортным” поездом №58 Кисловодск – Иркутск. В этот раз было не купе, а плацкарт – т.е. условия пожёстче. Ехать до Иркутска – около 19 часов, что в принципе для Сибири немного.

Наш поезд на дымной станции Зима, где нас настигли первые заморозки на маршруте

2. Но сперва немного погуляем напоследок по окрестностям Красноярского вокзала. Сам этот вокзал-дворец я описывал в поездке 2011 года, так что если хочется подробней – то заходите туда. Кстати говоря, там я пять лет назад сделал ошибку, в кадре №24 – назвав здание локомотивного депо Главным железнодорожными мастерскими. Но это не так – реальные ГЖДМ находятся на территории нынешнего Красноярского ЭВРЗ, о котором у меня тут был отдельный репортаж.

3. Старый вокзал 1961 года для перестройки в новый был снесён почти до основания – оставили только несущие стены, и то не все. И на этом основании уже построили новый. На фото – вид на главный зал ожидания вокзала.

4. На втором этаже даже стоит пианино, и надпись гласит, что пассажиры при желании могут на нём поиграть, предупредив администратора 🙂

5. А вот объявление про наш поезд. Надо идти вниз 🙂

6. Из вокзала на ту сторону города ведёт длинный виадук над многочисленными путями. Вдали на сопке уже видно современное изменение скайлайна – новые высотки-“свечки”. Раньше их не было, и частный сектор подавляюще преобладал.

7. Внизу тоже изменение – появился электровоз-памятник ВЛ60К.

8. Дальше ещё группа путей, и внизу мы видим электрички, пришедшие на ЭВРЗ или уходящие с него после ремонта. А потом уже простирается довольно обширный внутригородской посёлок с частными домиками.

9. Электровоз-памятник поближе. На моей памяти – ещё сравнительно недавно, лет 15 назад – эти машины ещё активно и массово работали под пассажирскими поездами, и вот он уже памятник. А с другой стороны, парадной, на первом пути стоит паровоз СО – но его я уже показывал раньше.

10. На месте стоит и вагон-церковь св. Ольги, с госпитальными вагонами поезда “Доктор Войно-Ясенецкий”. Как видите, туда кого-то из сидельцев привезли воронки ФСИНа, возможно для планового осмотра или лечения.

11. Подходит 58-й… Народу на посадку что-то много.

Внутри вагона меня ждал сюрприз: в соседнем отсеке (перед туалетом) на боковушке сидел колоритный старый зэк с татуировкой на шее и руках, пил чаёк с Юбилейным печеньем и хитро смотрел на садящихся в Красноярске. А нас таких было много, почти полвагона 🙂 Причём их там ехало двое и ещё двое молодых, они обустроили свой отсек так: полностью задраили окно, устроив полутьму, подняли верхние полки. На столе стоял ноутбук с большим экраном, и показывал какие-то сериалы с довольно громким звуком. Тут же была нарезана колбаса, лежал хлеб, сало, пиво. В общем, у них там был некий кинотеатр с комфортом и зрительские места. Я из осторожности убрал всю свою технику и некоторое время ничего не снимал, приспосабливаясь к новой обстановке.

12. Рядом со мной нижнюю полку занял какой-то мальчик-колокольчик хипстерского вида, этот тоже некоторое время осматривался, но потом примерно через полчасика тоже достал свой ноутбук и завёл на нём какую-то фильму – правда смотрел с наушниками. Ну а я достал перекус, и по заветам Ильфа и Петрова принял железнодорожное питание, дополнив его своим маянезиком, предусмотрительно закупленном на Правом Берегу. Ну разве что ещё попросил у проводницы ещё чай.

13. Вот как-то так и ехали (телефонофото). Чувак слева смотрит как раз в “кинотеатр” в отсеке, там кажут сериалы.

14. Вечером уже в темени прибыли на станцию Иланская. Торговок тут в этот раз не было от слова “совсем” – и я так и не понял, это от позднего времени проследования или всё же их тут окончательно разогнали? Раньше это была самая изобильная торговая станция – продавали горячую картошку, пирожки, всякие соления и прочие домашние штуки.

По станции Тайшет (мы там были около полуночи) сидельцы сошли, и остались только молодые парни в основном отсеке. Так что бдительность можно было несколько ослабить.

15. Ночью проехали Нижнеудинск, Тулун и рассвет нас застал уже на станции Зима.

16. Станция, надо сказать, не подкачала и полностью подтвердила своё название – тут меня застала первая в этом сезоне минусовая температура. Вдоль пути на перегонах тоже был иней, так что трава была белёсая.

17. Небо и окрестности были наполнены дымом от пожаров. Это в голове вязалось не очень – утренний морозец и дым? Но, увы…

18. По второму пути проходит нечетный, ведомый мощным ВЛ85.

19. Народ в вагоне в это время ещё спал, просыпаться начали позже.

20. Что интересно и не очень типично: вагон мне достался вполне новый (прояснили – после КВР, Воронеж), с биотуалетами и розетками в каждом отсеке с обеих сторон. Розетки были как со стороны боковушки, так и под столом основного отсека. Именно поэтому почти везде народом были обустроены передвижные кинотеатры. Это было довольно странно, для курортного летнего поезда – по идее, такие плацкарты надо бы ставить сперва в фирменные поезда.

21. Но благостная картина множества розеток и отсутствия санитарных зон нарушалась одним дурацким обстоятельством: салазки для закрывающей шторы были сделаны крайне грубо и топорно, и я за время пути раза три о них стукнулся головой, при лежании. Один раз больно, получив ссадину. Потом ещё и хипстер-сосед тоже долбанулся. Вообще, за такую топорную работу деповцев надо бить рублём.

22. Вот смотрите: если положить подушку – то при забывании того, что нужно избегать серединки полки, как раз головой и можешь стукнуться об салазку. Что и происходило. Мне кажется, низ салазок надо выполнять как-то более округло и менее опасно для голов пассажиров, которые обычно лежат башкой к окну.

23. А окрестности Приангарья были окутаны дымом… Увы. Это навевало на меня негативные мысли о том, что все красивые байкальские виды тоже завтра будут в дыму 🙁

24. Около 12 дня проехали Иркутск-Сортировочный – станцию, где стоят абсолютно все поезда, включая “Россию”.

25. И, наконец, Иркутск! Наш локомотив ночью (или утром) сменили и к берегам Ангары нас привёл уже более новый ЭП1П.

26. Про Иркутский вокзал я тоже подробно писал пять лет назад, обзор тут.

27. Однако, в этот раз он меня сумел поразить одной новинкой, которую я более нигде не видел: автомат для продажи цветов!

28. Ну а мы идём на автобус в центр. Неизменные улан-удэнские маршрутки с бурятами-водилами стоят на своём месте. Интересно, зачем они, если туда можно доехать в комфорте на поезде? И даже плацкарт с лежанием даст больший комфорт. Разве что если ехать на промежуточные пункты.

Далее у нас – Иркутск и исторический ледокол “Ангара”, который возил пассажиров через озеро столетие назад.

Содержание цикла