“Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей” (с)

День 7

Красноярские впечатления у меня не ограничились только центром, Караульной горой или набережной. За пару дней мы выдвигались вдоль дивногорской линии к Красноярской ГЭС, с осмотром города Дивногорска; потом посмотрели виды на город с сопок Правого берега, проехав туда по тряской дороге через внутригородские (!) дачи; а заключительным утром (перед отъездом дальше на восток) я проехал сквозь весь правобережный сталинский Красноярск на грохочущем трамвае и отведал тоталитарных пельменей в культовом заведении неподалёку от ракетного завода.
Обо всём этом и кое-что сверх – в данной серии.

Дивногорск. Самосвал-памятник с постройки Красноярской ГЭС

2. После похода на ЭВРЗ я посетил редакцию “Красноярского железнодорожника”, а потом и музей Красноярской ж.д. В принципе, там достаточно компактно расположены объекты РЖД, так что всё можно было обойти пешим способом. На фото, кстати – старый мост через Енисей, тот самый, который в 1900 г. получил Гран-при на Парижской выставке и прослужил после этого 100 лет. Жаль только, что пролёта не сохранили, после демонтажа.

3. Собственно музей я описывать не буду – приходите, смотрите. Всё бесплатно, а находится он в центре (Робеспьера, 26). Недостаток один – работает только в рабочее время. Познавательная составляющая там немаленькая, в том числе и для детей; исторических пластов тоже много. Есть и очень любопытные экспонаты. Вот, например, макет высокоскоростной магистрали Красноярск – Новосибирск. Слышали вы о ней? Нет? А она есть! 🙂

4. Слева направо – директор музея Карпухин Константин, автор журнала, журналист “КЖ” Артём Яковлев, который затем показывал мне разные любопытные железнодорожности и вообще интересные точки города. С директором мы обсудили несколько разных исторических вопросов, обратил внимание я и на ошибку на одном из стендов – про литерный поезд Сталина на Потсдамскую конференцию: вёл его туда не паровоз СО (вернее, вел, но только на начальном этапе до Вязьмы), а ленд-лизовский тепловоз Д-а. Был у меня к нему и вопрос – куда делись многочисленные ИС-ы, которые в начале войны эвакуировали из западных районов СССР на восточные дороги (Омскую, Томскую, Красноярскую), есть ли фото? Константин развёл руками – таких фото у него нет, фотофиксация ж/д сталинской эры была вообще мизерной, из-за жёсткого режима военного времени.

5. Затем поехали на юг, вдоль дивногорской ветки, очень живописной. Там и трасса красивая, и сама линия на Дивногорск. Вообще, я изначально хотел проехать по этой ветке на электричке, но из-за крайне неудобного расписания сделать это не получилось. Элку на 9-05 утра отменили с середины сентября, и осталось на линии только два рейса – в 5 утра и почти в 7 вечера. Оба неудобны и нефотогеничное время. Раньше там, говорят, сообщение было намного плотнее – до 2003 года был 6-7 пар в день.

6. Поэтому охватили этот район на машине с остановками. Вот классический вид на Енисей, в сторону ГЭС. Дивногорская линия видна по левой стороне (правый берег). Вдали – деревня Овсянка, известная тем, что там жил писатель Астафьев.

7. Конечно, парапеты смотровой изгажены замочками – нонче без этого варварского обычая никак.

8. А на верхней площадке красуется как символ жестяная белуга (по мотивам “Царь-Рыбы” Астафьева).

9. Едем дальше на юг. Места там очень красивые. Интересно, насколько холодно тут зимой?

10. Остановка у моста через приток Енисея – реки Маны, которая ограничивает с юга район Красноярских Столбов. Река известна ещё и тем, что тут снимался фильм “Хозяин тайги” с Владимиром Высоцким. Отметился тут и Михалков с “Сибирским цирюльником”.

11. Местность здесь действительно картинная, а вверх по течению – популярные места отдыха. Вдали виднеется Енисей, тут уже впадение Маны в него.

12. Сам мост неохраняемый, можно свободно пройти. Линия малодеятельная.

13. Следующая остановка – Дивногорск, город красноярских энергетиков. Он интересен тем, что спускается к Енисею уступами и построен в красивейшем месте, в единении с природой.

14. Конечная дивногорской линии. Построена она относительно недавно – в 1962-м, при строительстве Красноярской ГЭС. А вокзал – и того позже, в 1970-м. Как видите, он отражает реалии своего стеклобетонного века, эры увлечения легкими формами и всякими кафе-стекляшками. Один путь сейчас совсем демонтирован, а конташка осталась только на двух путях справа. Артём мне рассказал печальную историю попытки организации тут музея ж/д техники (на путях ближе к Енисею). Уже было завезли сюда натурные экспонаты, и начали показ для посетителей – летом 2009-го. Однако музей просуществовал всего 2 месяца, а в сентябре был разгромлен вандалами, вагоны подожжены. После этого повреждённые экспонаты отогнали для восстановления обратно в Красноярск, и на следующий год музей уже не возобновили…

15. Стеклянный вокзал Дивногорска. Внутри там тоже любопытно, но проникнуть не удалось – он был напрочь закрыт. Открывается, как я понял, только ненадолго, когда идёт обслуживание пассажиров электричек.

16. Спускаемся уступами ниже. На парадной площади стоит БТР и вот эта палатка первостроителей, стилизованно-бетонная.

17. А виды тут реально крышесносные! Небольшой город стоит прямо на берегу совсем узкого тут Енисея, и с противоположной стороны нависают скальные сопки.

18. Спускаемся к Енисею.

19. Вон вдали причал, куда в советские времена причаливали регулярные “Метеоры” из Красноярска.

20. Взгляд назад, на центральную площадь Дивногорска. Действительно, город в единении с природой!

21. Затем мы проехали ещё дальше, почти к самой плотине ГЭС. На подъезде к площадке – многочисленные запрещающие знаки, так что мы оставили машину и пошли вдоль берега пешком. Енисей тут совсем уж узенький, как Нева где-нибудь у “Крестов”. На противоположной стороне виднеется уникальный судоподъемник, который поддерживается в исправном техническом состоянии, но сейчас не работает – нет спроса на услуги.

22. Около полукилометра прошли ближе к плотине, но дальше искушать судьбу не стали – зона режима. Вот тут-то и “перекрыли Енисей”, как пел в своей песенке Высоцкий. Красноярская ГЭС не похожа на Братскую, к ней нельзя подойти на видовые точки и по гребню плотины свободного проезда нет, а автомост чуть ниже по течению.

23. На обратном пути заехали на мемориал автомобилистам-строителям ГЭС. Мемориал полузаброшен, многие буквы стёрты и обвалились – в принципе, ГЭС собственникам прибыль приносит, и это главное; а всякая пафосная мутота про трудовые подвиги первостроителей давно уже не в моде. Сик транзит глориа мунди…

24. Правда, камень перед самосвалом в порядке.

25. Но остальные плиты с памятными надписями и возвышенными стихами – вот в таком состоянии. Их там несколько, я не остальные стал в пост ставить.

26. Ладно, едем обратно.

27. Перед Красноярском – станция Красноярские столбы дивногорской ветки. По факту, она уже в черте города.

28. Любопытно, что на фронтоне фасада вокзала название продублировано буквально, а вот на платформе написали “Красноярские Колонки”, да ещё и с ошибкой! 🙂

29. Затем Артём завёз нас на Красный Гребень, тряской дорогой через внутригородские дачные посёлки по склонам сопок (да-да, тут и такие есть!). Виды оказались действительно шикарные, несмотря на дымку, и когда я через пару часов оказался на Караульной горе – то она меня откровенно разочаровала, в сравнении. На фото, вдали, видна панорама Правобережья и ещё дальше немного видна даже лента Енисея.

30. Вид отсюда на юг – в сторону Овсянки, Дивногорска. Внизу – многочисленные дачные посёлки, а за грядой сопок виден и Енисей.

31. На край гребня я пройти так и не решился – боюсь высоты, а там вниз пропасть.

32. И вид на Левый Берег.

33. Хорошо были внизу видны и мосты – два транссибирских, и совсем новый автомобильный.

Наконец, странствия по Правому Берегу.

34. Всё начинается тут, на Предмостной площади – достаточно только пересечь Енисей по Коммунальному мосту любым автобусом. И попадаешь в другой город! Верней, город-то формально тот же, но его застройка, дух, рельеф отличаются от левобережной части радикально. На фото виден трамвай №5 под номерком 231, которым я и проехал до конечной, и поснимал на видео. Кстати, трамваи ходят нечасто, что навевает мысли на не очень хорошее состояние этого вида транспорта.

35. Внутри красноярского трамвая.

36. Едем по длиннейшей улице с вычурным названием Проспект имени газеты “Красноярский Рабочий”.

37. Трамвай едет и едет вглубь. Застройка здесь на протяжении многих километров примерно вот такая, малоэтажная, сталинского времени. Разве что меняется цвет домов – а стиль застройки остаётся неизменным.

38. Наконец, трамвайная линия идёт вдоль рощи и через 40 минут пути достигает конечной.

39. Затем по правобережным районам меня повёз на машине тов. cadmi.

40. Проехали красноярский Китай…

41. …И, какими-то затейливыми поворотами-заворотами, выбрались снова на проспект газетного Красноярского Рабочего. Едем вдоль ракетного “Красмаша”. Завод в основном делает баллистические ракеты для подлодок, но также выпускает и разгонные блоки для гражданских “Протонов”. Также, в раньшие времена, именно тут выпускались известнейшие холодильники советского времени “Бирюса”. А совсем в недавнее время, Красмашу заказали сделать факела для сочинской Олипиады. Так вот, те факела, которые несли разные люди через всю страну – делали именно тут.

42. Дальше – площадь с Ракетой (примерно как в Самаре, только со сквером), справа – Сибирский аэрокосмический университет.

43. К Ракете мы таки прошли. В центре устроен уютный скверик.

44. Сама Красноярская Ракета оказалась не макетом, а подлинным экземпляром, только по какой-то причине не использованным по назначению.

45. Надписи под Ракетой.

46. Затем пошли обедать: cadmi пообещал провести в какую-то культовую пельменную, куда, по его словам, “ездят специально даже с Левого берега”. Она тут недалеко, буквально 3-4 минуты пешком от Ракеты.

47. Пельменная действительно оказалась хорошей, да ещё и исполненной в ретро-стиле с тюменскими весами. Пельмени делаются тут же и отвариваются нон-стоп, а буфетчица взвешивает порцию на весах. Затем тебе выдают тарелку 🙂

48. Цены на память.

49. М-м-м, хорошо! И компот из сухофруктов в комплекте. Теперь можно ехать дальше на восток, сытым и добрым!

Дальше у нас – поезд на Иркутск, а также ледокол “Ангара”.

Содержание цикла