Ярославский вокзал – ворота Транссиба

День 1

Первый сегмент пути в 650 км я проделал быстро, на Сапсане.
Однако это не Транссиб – и все самое сложное и непредсказуемое впереди, когда в ход пойдут уже “обычные” поезда. И почти все они в транссибирскую сторону отправляются с Ярославского вокзала, который в 1929 году приобрел функцию ворот не только на Русский Север, но и на Дальний Восток – Сибирь. Этот вокзал, хотя и был сильно перестроен в советское время, сохранил свой “пряничный” фасад и некоторые фрагменты старого здания в новом. Так что предлагаю посмотреть немного на эти следы и кое-какие его секреты.

Конечно, я был уже в режимное время, когда быстро темнело, и не смог бы технически поснимать виды сверху, а кроме того, мне осложнили задачу выборы, как назло проходившие в одном из исторических залов вокзала. Поэтому речь пойдёт сугубо об общедоступных зонах.

2. Вот так выглядел его исторический фасад, выходящий на площадь, в тот момент, когда я вышел с прибывшего “Сапсана”. Уже быстро темнело, поэтому сразу пойдём внутрь.

3. От шехтелевского здания осталось не очень много – это входной зал и немного пространства дальше. Основная часть внутри – новодел. Но и он разный.

4. Вот эта галерея, уходящая вдаль – тоже наследство первой версии вокзала.

5. Фигурки на колоннах тоже создавались в разное время. Есть – шехтелевского времени, а есть уже и сталинской эры – вот как этот паровоз второй снизу на фото. Почему и зачем это делали, мне неясно, но факт налицо.

6. Наверху прямо под потолком висят две картины. Если бы я был дома – то дал бы их точные данные, но в пути мне затруднительно что-то искать, поэтому ставлю их без названия, как есть. Все они посвящены Русскому Северу, поморам или Ярославлю, как я понял.

7. Ещё одна.

8. Люстра над центральным входом. “Включают очень редко, по большим поводам”, объяснил мне охранник.

9. А это галерея с гранитными колоннами. И если я правильно понял, то тут поездов не было. Пути в раннее время заходили под вокзал левее, где сейчас залы ожиданий.

10. Помните, я показывал вам табличку, что Белорусский вокзал породнился с Восточным в Париже? Ярославский не стал отставать от тренда и породнился с Сеульским 🙂

11. Закос под архитектуру есть даже у сотовых ларьков. Тоже новые веяния.

12. И вот этот огромный павильон уже советский послевоенный. Вроде бы, тут и были пути в ранние времена этого вокзала.

13. В павильон в двух местах вставили остатки старого бокового флигеля. Вот раз.

14. …и два.

15. Остальное всё новьё. Ну то есть, совсем новьё, ибо за 20 советских и 20 постсоветских лет новая пристройка тоже заметно обветшала.

16. Есть там и ещё интересная загадка. Вот видите, анфилада совершенно обыденных залов для обычных пассажиров и в самом конце – чёрный проём? Но так было не всегда.

17. Так вот. Оказывается, этот проём – парадный спуск к поездам с ковродержателями. Эти залы (см. фото 16) ранее были залами VIP и тут в разные времена перекусывали и ждали своего литерного состава товарищи Мао Цзэ-дун, Чжоу Энь-лай, Цеденбал, Ким Ир Сен и многие другие.

18. Наконец, остается VIP-зал. Он тоже старорежимный. Но как туда зайти? Там шли выборы и железнодорожники над этим процессом были не властны. Но я-то уеду через три часа. Поэтому пошёл говорить с председателем комиссии и полицейским офицером. В итоге они разрешили, скрепя сердце, но “только до восьми, потому что потом будут считать голоса и посторонним входить нельзя, только наблюдателям”. А было 19.40.

19. В общем, поснимал немного и там. Вдалеке видите кабинки для голосования?

20. Потолок с клёпаными балками.

21. Шикарные часы.

22. И большая картина. Это Ярославль.

23. Изначальный вид вокзала после постройки нового в начале XX века.

24. Ну и давайте постмотрим уже вечерние виды. Вход с площади.

25. Башенка и надпись.

26. Собственно подпись.

27. Герб СССР и оформление портала входа.

28. Покрупнее. Герб ещё с 6 республиками, то есть середины 1930-х. Справа и слева от него, видимо, коренной житель Севера, а также рыбак северных морей.

29. Ну ладно. Пора идти к поезду. Мой уже подали под посадку.

30. Вот он стоит. Нет, это не “Россия” и не пекинский. А гораздо более скромный. Но про поезд второго сегмента и быт внутри него – следующая часть.

Содержание цикла

PS. И это ещё не всё! Мы “полетали” над вокзалом с тов. sturman и будет ещё и дополнение к посту, с готичными картинками вокзала сверху. Как только смогу – сразу расскажу. А я отбываю далее на восток. Что же касается нулевого километра Транссиба, то я о нём ещё расскажу в момент, когда буду показывать стелу последнего километра.