Сковородино. Линия на границу и главная развилка всея Востока России

День 14

В предыдущей серии мы посмотрели железнодорожности Сковородино, а сейчас пора отправиться по окрестностям, а также немного посмотреть и сам город. Недалеко от города проходит трасса “Амур”, сданная в эксплуатацию в 2010-м – этакий автомобильный Транссиб. Так вот, всего в 15 км от Сковородино находится ещё и главная развилка Дальнего Востока: начало автодороги Большой Невер – Якутск – Магадан протяжённостью более 3000 км. Но сперва я отправился на осмотр ж/д линии Сковородино – Рейново, которая ведёт к пограничному Амуру и откуда началось строительство Амурской ж.д. в этих местах в 1909 г.

С машиной у меня тут получилось очень оригинально. Ещё на стадии сборов в экспедицию, после анонса, мне пришло письмо из города Свободного, где один товарищ написал про координаты человека из Сковородино, который “может показать по станции то, что надо”. Я поблагодарил и сложил письмо в папку проекта, но тогда не звонил. Однако, когда я уже был в Красноярске, вспомнил про эту наводку и решил звянить. Мне ответил мужчина – усталым, но руководящим и уверенным голосом. Озадачил меня неналичием пропуска на границу, но по части самого Сковородино сказал, “что-нибудь придумаем”. И когда я уже приехал туда, помог мне с нахождением нужных людей в ж/д ведомстве, но самое главное – спросил, куда мне надо. Я ответил, и он мне “Хорошо, я дам машину. Езжайте, смотрите. А завтра уже тогда и встретимся”.

И правда: машина УАЗ-Патриот в назначенное время железно стояла у Дома отдыха локомотивных бригад, я сел и мы поехали по окрестностям. Никто не спрашивал с меня ни денег, ни услуг, ни упоминаний. Просто ехали, куда я скажу, и показывали. Останавливались, где надо и где я просил. На следующий день испортилась погода и пошёл дождь, а товарищ был занят – поэтому встреча у нас так и не состоялась. В общем, пользуясь случаем, хочу поблагодарить тёзку Сергея за помощь и за машину в этих краях. С ней я успел посмотреть много – в т.ч. и того, чего бы просто не знал.

2. Итак, сажусь в УАЗик и едем на юг, вдоль линии Сковородино – Рейново. Дорога пыльная, грунтовая, идёт к Амуру – то бишь, к границе.

3. По пути строится автомобильный обход – с трассы “Амур” прямо на Сковородино-5 и на дорогу к Амуру.
– А зачем тут строить? Кто будет ездить? – спросил я водителя.
– Ну можно будет попадать с трассы прямо на Джалиндскую дорогу, по которой мы едем. Ещё один обход города. Да и в общем, это же стратегическое направление, к границе. Нефтяники вот сейчас деятельность развернули. Так что дорога нужна…

4. А это как раз то, что меня интересует – историческая дорога на ст. Рейново. Ведёт к границе, в пос. Джалинда. Однако, как я успел выяснить ещё на станции – движения сейчас тут нет, с 2010 г. Эпизодически бывают прогоны маневровщиков, но редко. Так что по ней проехать не удалось.

Спрашиваю у водителя:
– А давно по ней движения нет?
– Если грузового, то наверное лет пять.
– А пассажирского?
– Я ещё застал пригородный, который ходил на Джалинду. Но это было уже давно…
– А как давно?
– Лет 20, наверное. Примерно в 1995-м отменили. Плюс-минус год.
– Да, действительно, уже много времени прошло. И как он, был популярен?
– Конечно. Народ ездил, пользовался. А в 90-е всё стали забрасывать, и народ поразбегался. Вот и пригородный прикрыли тогда.
– Понятно…

5. На фото 4 было направление к Сковородино, а это – к китайской границе, до которой примерно 50 км. Железка была построена для того, чтобы от Амура доставлять на постройку Транссиба материалы и комплектующие – и именно поэтому её ввели в строй первой.

6. Состояние её, правда, сейчас не очень-то. Проходима, конечно, но путейских работ не ведётся. Движения нет.

7. На 17-м км прошёл по ней пешком некоторое время.

8. Заглянул в заброшенную путейскую будку. Валяются пикетные столбики, всякие знаки.

9. Наката по линии нет. И правда, ничего не ходит.

10. Поселочек Лесной на рейновской ветке – точней, его остатки. Несколько домов, остальное руины.

11. Вот примерно такие. Был ДК, был магазин, поссовет и что-то ещё. Сейчас народ отсюда поразбежался.

12. Затем мы по каким-то лесным дорогам срезали крюк и выехали на Транссиб северо-западней города, где он делает красивую петлю. Примерно в р-не о/п Поёмный.

13. Идёт тяжелый грузовой. Интересно, что за какие-то 5 лет тут практически полностью куда-то исчезли вездесущие когда-то советские ВЛ80 и теперь есть только более новые 3ЭС5К, уже постсоветского производства.

14. А навстречу идёт бамовский поезд – судя по тепловозу, с тындинской ветки, которая тут примыкает недалеко. Под двойной тягой, длинный. Движение очень интенсивное, поезда долго ждать не приходится.

15. Затем поехали по трассе “Амур” (Чита – Хабаровск, более 2000 км). Водитель вызвался показать её состояние и кроме того, развязку у Большого Невера.

16. Показывает мне на зачернённые заплатки:
– Видите, как латают? Зимы суровые, под -50, асфальт пучит и разрывает. Вот так потом и закатывают дефекты. Дорого тут трассу содержать. Перепад температур сто градусов, такие вот у нас края.
– Да… И много тут такого?
– Немало. А ещё могу показать, как трасса на вечной мерзлоте проседает, несмотря на гравийные подушки.
– Давайте. Скажете, где смотреть, ладно?
– Да скоро уже будет.

17. Мчимся по “Амуру” дальше.
– Так это тут Путин жёлтую “Калину” вел?
– Ага.

18. Подьезжаем к “вечно-мерзлотному” участку.
– Вот, смотрите! Это то, про что я говорил. Проседание. Даже знак поставили.
– Ага, точно…

19. Едем дальше, до неверской развязки. Наконец, вот и она.
Но что это за указатель такой? Одни тысячи километров! У меня ажно перехватывает дыхание, от восторга.
– Слушай, Сергей, остановись, а! Я такого знака никогда и не видел, чтоб тыщи километров!
– Хорошо, счас с аварийкой встанем. Тут многие автоэкспедиции заканчивают свой путь, место знаковое, вообще-то.
– Да, неудивительно!
– Это считается главной развилкой всего Дальнего Востока. Вот тут и уходит на север якутско-колымский тракт.
– А давай и туда подъедем?
– Хорошо.

20. Вид на начало якутской трассы “Лена”, которая через 1050 км переходит в колымский тракт. Он идёт из Невера.

21. А на указателе, и точно, поналеплены, как тараканы, всякие наклейки десятков экспедиций. Действительно – место знаковое.

22. Снимок на память. Когда ещё досюда доберешься?

23. Теперь едем в начало трассы “Лена”, под “Амуром” (только что ехали по той дороге, что наверху).

24. Вот и начало автотрассы на Якутск. Поставили стелу. До Якутска 1055 км.

25. Возвращаемся назад в Сковородино.
– А это что за фонари такие чуднЫе?
– Это на солнечных панелях.
– И что, светятся вечером?
– Да, на накопленной энергии.
– Охренеть!

Затем я попросил высадить меня в центре города.
– Обратно я и сам пешком доберусь. Хочу не спеша пройти центр и посмотреть, как тут что.
– Ну смотрите сами. До вокзала – вон та дорога, а там разберетесь, как в бригадный дом попасть.
– Хорошо, спасибо тебе!

26. Центр тут вышел удивительный: главный памятник тут не Ленин (который стоит у вокзала с отбитым постаментом), а… локомобиль.

27. Причём локомобиль не в честь первостроителей Амурской ж.д., как я сперва подумал, а в честь строителей Вторых путей Транссиба! То есть, работников строительного управления тов. Френкеля Нафталия Ароновича, комиссара госбезопасности 3-го ранга и по совместительству начальника БАМлага ГУЛЖДС НКВД. Вторые пути тут строили в 1936-38 гг. – когда КВЖД продали японцам и только после их строительства Транссиб стал именно той мощной магистралью, каковой мы её знаем сейчас. В предвоенные годы все эти посёлки и станции усилились, сюда пришёл немаленький приток людей – поездов и активности стало заметно больше, ведь КВЖД больше не была нашей. Ну и конечно же, мощный двухпутный Транссиб сильно пригодился в войну – когда пошли массированные переброски войск ОКДВА под Москву осенью 1941-го и потом – американский ленд-лиз из Влаливостока.

28. От локомобиля спускаюсь к скверу Победы (и одноименной улице).

29. Мемориал Победы.

30. За ним какой-то художник наглядно расписал все главные вехи Великой Отечественной. Только перепутал по хронологии Курскую и Сталинградскую битвы. Ну и Победу под Москвой надо было тоже поставить после обороны Одессы.

31. На противоположной стороне увидел и ещё сквер.

32. Местный уроженец, герой Советского Союза. Героя получил за форсирование Днепра.

33. Дальше идёт длинная улица Победы, вдоль которой и поставлены местные многоэтажки. Ну и основные магазины тоже здесь.

34. Однако я прошёл с полкилометра, затем решил вернуться обратно и пошёл по перпендикулярной улице к вокзалу. Местное кафе с китайским колоритом.

35. Дом предвоенной постройки. Наверное, помнит ещё Френкеля и строителей вторых путей.

36. На другой стороне улицы – сплошные руины и останки снесённых домов. На одном из пятачков стоит вот этот крест. В честь строительства на этом месте храма. Когда-то в будущем…

37. Затем прошёл мимо восстанавливаемого парка. 90-е годы тут закончились только в 2008-м, да и деньги путинского нефтяного бума сюда почти не докатились, в эту глушь. Всё было заброшено, и только с конца нулевых более-менее нормальная жизнь медленно и трудно стала восстанавливаться.

38. Перед станцией свернул влево и углубился в частный сектор. Зачем идти одними и теми же дорогами? На этом доме привлёк внимание прожектор.

39. Да-да, он локомотивный, вы правильно подумали! Места-то железнодорожные 🙂

40. Вообще, следов железной дороги в частном секторе тут много, попадаются чуть на каждом шагу. В ход идут списанные вагоны, станционные ограды, шпалы и проч. и проч.

41. Наконец, упёрся в тупик. Теперь направо по тропинке и приду в локомотивный дом, где сейчас моё пристанище.

42. Уголь, тепловозы, дым… Да, я пришёл. Ещё 100 метров – и буду пить чай с бурятской “Птичкой”.

…Ближе к вечеру, после четырех часов дня, я покинул эти суровые места на владивостокской “сотке” и она помчала меня на Хабаровск, но это уже будет в следующей серии.

Содержание цикла