Начальник поезда “Россия”

День 12

Когда я ехал в тигровой «России» 30 часов от Улан-Удэ до Сковородино, пообщался и с начальником поезда, Косиновым Владимиром Николаевичем. Говорили мы с ним дважды и каждый раз более чем по часу, так что я довольно о многом смог его расспросить. Запись шла не под диктофон, я просто во время разговора делал пометки в блокноте и записывал некоторые цифры, а остальное всё записал по памяти, по свежим следам.
Ниже — интервью с ним.

Начальник поезда «Россия» Косинов В.Н. на ст. Хилок Заб.ж.д.

В. – вопрос (periskop)
О. – ответ (нач. поезда)

В. Владимир Николаевич, поскольку я представляю блог, ориентированный на транспорт, то вопросы у меня соответствующие. Конечно, мне интересна технология вашей работы и взаимодействие с пассажирами
О. Сергей Геннадьевич, готов отвечать. Давайте ваши вопросы 🙂

В. Хорошо. Для начала, как вы строите свой ритм жизни. Какой у вас график работы? Ведь поезд идёт 6 суток только в один конец.
О. Достаточно простой, 13 дней – рейс, столько же – отдых. И так по кругу.

В. Получается, 13 дней отдыха и по 6,5 дней рейс в один конец?
О. Да, так.

В. Значит, во Владивостоке вы отстаиваетесь недолго?
О. Да, полдня. Вечером по-местному приезжаем и около 10 утра следующего дня обратно.

В. Это ж ещё привыкнуть надо, к такому графику. А в бригаде проводников текучка есть?
О. Нет, у нас очень стабильно всё — люди за своё место держатся, текучки практически нет. Многие ездят со мной 15-18 лет подряд, работа на «России» считается очень престижной.

В. А почему так?
О. Коллектив давно сложился, да и поезд хороший по классу. Но конечно, не только это. Есть такая штука, как «паспорт доверия». Так вот, у нашей бригады он есть, «паспорт доверия», и это даёт в работе серьёзные преимущества для проводника.

В. И за что он присваивается?
О. За длительную работу без происшествий и проколов. Если мы зарекомендовали себя в течение 3-4 лет без значимых происшествий с нашей стороны, то вот тогда вручается «паспорт доверия». Причём он единый на всю бригаду, и не обезличенный — в этот паспорт вписаны все проводники бригады и конкретный начальник поезда.

В. А «паспорт доверия» могут отобрать?
О. Конечно, могут. Например, за провоз безбилетников, за реализацию алкоголя, за множественные претензии пассажиров (поток жалоб).

В. Получается, нечто вроде советского «Знака качества»?
О. Да.

В. И чем он хорош? Что даёт вам? Почёт и уважуху, как значок «ударника комтруда»? Или что более серьёзное?
О. Много чего даёт. Конечно, и в сфере оплаты тоже. Проводники с ним получают намного больше. Первый год после присвоения – 60% к окладу, второй год – 80%, и начиная с третьего – 100%, то есть вдвое. Поэтому за эту бригаду все держатся и между нами есть прямая заинтересованность во взаимовыручке, особено в сложных ситуациях.

В. Да, действительно. Это я понимаю, серьёзный стимул. А ещё?
О. И мне проще работать. С этим паспортом ревизоры нас проверяют реже, как минимум вдвое. Немалое дело, а так ведь это тоже много нервов отнимает. Всё это входит в его опции.

В. И много таких бригад, с паспортом?
О. На «России» у нас только две.

В. Да, немного совсем. Давайте теперь про ваших пассажиров поговорим. Иностранцев-то много в «России» ездит?
О. Да, много. Может быть, до четверти.

В. А эти иностранцы вообще едут на весь маршрут, или проезжают только какую-то часть?
О. Некоторые едут на весь, не без этого — но в основном делят его по Байкалу: от Москвы до Байкала и от Байкала до Владивостока. Или на три части, с Екатеринбургом, такое тоже часто. Ещё в Новосибирске останавливаются.

В. А из «наших» пассажиров многие едут от конца до конца?
О. Как правило, в поезде всегда есть 20-25 человек, которые едут на весь маршрут. Больше те, кто по требованиям. Это железнодорожники, военные, пограничники с Приморья. Изредка попадаются и путешественники, но это в основном летом.

В. Скажите, а иностранцы много проблем вам доставляют?
О. Да в общем-то нет… проблем от них мало.

В. Ну какие есть, например?
О. Любят засорять биотуалеты, кидают туда всякие предметы. Потом приходится возиться с этим, грязная и неприятная работа. А так, нормально с ними. Даже интересно: они как дети, едут, многим таким восхищаются, на что наш человек смотрит равнодушно. Например, шишки кедровые на станции продают, а они уже в восторге. Или вокзалами деревянными.

В. А наши пассажиры засоряют?
О. С нашими как раз таких проблем почти нет. Наши — по-другому доставляют: иногда могут выпить и затем выступать.

В. И часто такое бывает?
О. Нет, это сезонно. В основном вахтовики весной и осенью, у тех стабильные номера выступлений; так мы уже наготове и бдительны, когда они садятся. И ещё, когда едут дембеля в плацкарте. Тоже сезонно. Но я бы не сказал, что это часто бывает.

В. А кстати — раньше плацкартного вагона в «России» не было, так ведь?
О. Да, не было. Статус поезда был выше. Плацкарт ввели, кажется, лет 8-9 назад.

В. И как стало?
О. Мне кажется, стало хуже. К плацкарту у меня отношение отрицательное. У поезда была своя уникальная ниша, и теперь мы откатились назад. Зачем? Я считаю, что плацкарт конкретно с «России» лучше убрать. Для этого есть другие поезда — «сотка», например, 43-й хабаровский, читинский и другие.

В. Я вот был недавно на пассажирском форуме (весной), и там много говорили про реформу обязанностей проводников. Она до вас дошла?
О. Пока у нас всё по-прежнему, как были нагрузки 2-3 года назад, так и сейчас остались. Проводники работают посменно, полсуток через полсуток.

В. А что поменялось в последние 2-3 года?
О. Ну, например, много иностранцев стало ездить в плацкарте. Особенно южнокорейцы и японцы, китайцы. Раньше ниже купе не брали, а сейчас вот так. Молодёжь из европейских стран тоже берёт плацкарт. Иногда выкупают целыми отсеками.

В. Владимир Николаевич, неудивительно же — недешевый у вас поезд 🙂 И сколько сейчас вагонов ходит в «России»?
О. До 2014-го было 12 вагонов, сейчас уменьшилось. Летом – от 7 до 10 вагонов, в том числе два плацкарта.

В. А люксы есть?
О. Нет, только СВ see this website.

В. А почему люкс не ставят?
О. Ну, это уже не в моей компетенции.

В. А зимой состав уменьшается?
О. Да, может до 5 вагонов сократиться, в зависимости от спроса.

В. И какая заполняемость состава сейчас?
О. Весной и летом – стабильно 90%, иногда полные идём. Зимой – примерно на три четверти (75%). Но вообще это регулируется числом вагонов, то больше то меньше, поэтому заполняемость в них всегда высокая.

В. А какие проблемы для «России», кроме введения плацкарта, вы бы отметили? С позиции начальника поезда?
О. Неудобное расписание стало, после 14-го года.

В. Это как?
О. Мы Байкал стали проходить ночью по местному времени, причём в оба конца. Это крайне неудобно! И отпугивает многих пассажиров, потому что они ждут Байкал и разочаровываются, когда проходим его ночью. А заранее расписание не все смотрят — а кто смотрит, может и поменять решение на этапе планирования поездки. На мой взгляд, это снижает спрос. Раньше и много лет подряд расписание было удобнее, мы Байкал проходили днём.

В. Надо же, какой тонкий момент! Действительно, про такой нюанс я и не сообразил — ведь и я к вам в Улан-Удэ садился в 4 часа ночи. Скажите, вот такой щекотливый, но актуальный вопрос. А как у вас с душем в поезде?
О. Официально душа нет – но есть в штабном вагоне, где могут помыться работники бригады.

В. А пассажир может, при желании?
О. Пассажир – нет.

В. Но ведь поезд идёт очень долго, почему же это не введут?
О. Конечно, по-хорошему бы надо вводить, но это надо переоснащаться, чтобы душ был штатным и предусмотренным в схеме вагона устройством.

В. Я вот в прошлом году тестировал поезд Москва-Ницца, и там душ был в одном из двух туалетов. Имею в виду не люкс, а именно 1 и 2 класс, аналоги СВ и купе.
О. /разводит руками/ Ну да, новые международные вагоны этим оснащены, но у нас пока такого нет.

В. А хорошо бы!
О. Согласен.

В. А чай, как — разносите в подстаканниках? Не отказываетесь от них в пользу новомодных фарфоровых чашек?
О. Нет, в вагонах у нас чай в подстаканниках, как и положено в русском поезде. Да и удобно это. Устойчиво и реально удобно. Особенно когда дети. Но в вагоне-ресторане есть и чашки.

В. Подстаканники вносят ещё и особый колорит.
О. Конечно! Раньше иностранцы их ещё и активно покупали у нас.

В. Раньше? А сейчас тогда как?
О. А сейчас поменьше берут. Сейчас вообще стали менее охотно покупать дополнительные услуги. Года два примерно.

В. А вот ещё наболевший момент. Сейчас я застал «Россию» в особой тигровой раскраске. Красиво очень смотрится! Но это разовая акция. А в обычном порядке она как покрашена?
О. Да, сейчас вам повезло. В обычном рейсе — корпоративная раскраска.

В. Но почему??? Я не могу это понять. Ведь «Россия» – особый поезд, она всегда резко выделялась на Транссибе. Мне кажется, это довольно плохо, что её лишили собственного лица. Вот смотрите: у нас из Питера ходит «Красная стрела», она осталась в фирменной окраске, за что же обидели «Россию»?
О. Сергей Геннадьевич, не буду скрывать – мы в своём коллективе тоже были удивлены, когда его решили обезличить. Бесспорно, это получилось как понижение образа поезда и косвенно, снижение привлекательности в глазах пассажиров. Но вот так произошло.

В. Я считаю, что фирменный образ «России» надо вернуть!
О. Конечно, я тоже «за». Вы знаете, многие пассажиры, едущие не первый раз с нами, часто вспоминают ту, старую «Россию». 15 лет до этого она была трёхцветной, в цветах российского флага, а до этого была красной с огромными буквами «РОССИЯ» по всему вагону. И таблички у нас были особые, более крупные. Некоторое время были даже расписные картинки на бортах вагона.

В. В общем, не очень понятно, чем руководствовались при обезличивании.
О. Полагаю, так легче маневрировать парком вагонов. Но в имидже поезд проиграл.

В. Я обязательно напишу в блоге, что лишение образа «особого» поезда – это плохо. И вот ещё, может быть, мой вопрос незначительный, но всё же… По поводу маршрутных табличек на вагоне — куда они исчезли? И почему?
О. В 90-е годы их начали серьёзно воровать и вандалить. Снимали и в депо, и иногда даже умудрялись на станциях. Во второй половине нулевых стали ставить трафареты внутри.

В. Но это же видно информацию гораздо хуже?! Раньше можно было даже в движении поезд различить, куда и какой. А сейчас никаких шансов. Да и при посадке надо присматриваться.
О. Может быть. Но одной процедурой обслуживания теперь меньше и поменять маршрут можно быстрее.

В. Спасибо, ясно. А Вы вообще откуда на «Россию» пришли?
О. Вообще я сюда пришёл с северных маршрутов, ездил на Воркуту. После демобилизации (я служил гранатомётчиком в пехоте) попал на северные маршруты. Родом же — с Орловской области.

В. Прям таки коренная Россия у вас в происхождении получается! А какой-нибудь запоминающийся случай из вашей практики можете рассказать?
О. Да чего только не было! Всё-таки я езжу уже больше 30 лет, так что повидал многое. /задумывается/ Ну, наверное, больше всего запомнился случай, когда я, ещё молодым, по станции Печора в общем вагоне принимал роды.

В. Это как?
О. Получилось так: ехала женщина беременная в плацкартном, и за пять минут до прибытия на Печору начались у неё схватки. Пришлось из отсека всех выгонять, вызвали скорую, но всё началось раньше. Буквально минут на пять. И вот прибываем на станцию, а у неё пошёл ребёнок. Уклониться нельзя, пришлось принимать. Стою весь в крови и последе, только нагнулся – ребёнок выскользнул из рук и упал на полотенца постеленные (на полу). Правда, хорошо, что невысоко упал, потому что я нагнулся. А тут как раз и прибыли, прибежали врачи со скорой — и дальше уже они закончили дело. Вот так было. Сильно поволноваться пришлось. Это был 1987 год, зима. Но зато потом по всей Северной дороге у меня было большое уважение от сотрудников милиции. Всегда заходили на этой станции, со мной здоровались. Приятно, когда так.

В. Да уж… Тут поволнуешься…
О. А так много чего можно вспомнить, но сейчас не успеем.

В. Владимир Николаевич, большое спасибо за беседу!
О. И вам хорошей поездки! Если что — обращайтесь 🙂

UPD. По части расписания — с 11 декабря проход «России» Байкала будет днём, и поезд вернётся к своему многолетнему историческому графику. Но когда я брал интервью (30 сентября с.г.) — мы об этом ещё не знали, и констатировали существующее положение.

Содержание цикла