Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

День 10

Слюдянка, которая расположена в двух часах ходу после Иркутска на восток, на самом берегу Байкала — по-настоящему культовая станция. Среди тех пассажиров, кто пользовался дальними транссибирскими поездами при СССР или в первое постсоветское десятилетие, она памятна «омулёвым» изобилием. Её ждали, готовились за час-полтора — тара для рыбы, суровая бумага, пакеты, закупали пиво в Иркутске; предвкушали и когда поезд подходил к платформе, начиналась настоящая омулёвая вакханалия. Первые десять минут стоянки поезда омуль стоил 100%, потом скидывали треть, а за 2-3 минуты до отправления можно было взять оставшегося омулька и за полцены.

Омуль был отменный, свежий, саморегулирование в корпорации работало по-сибирски жёстко: если кто тащил к поезду несвежее, шансы остаться с целой мордой у такой торговки были ничтожны, равно как её после проступка изгоняли из компании. Вагоны у них были все заранее поделены. Через полчаса после Слюдянки вагон обычно пах копчёно-рыбным запахом: там затаривались омулем почти все. Проводники станцию не очень любили — вагонная мусорка после неё была завалена бутылками из-под усть-илимского пива и разорванными на квадраты газетами с рыбоостатками. Стойкий запах выветривается только часа через два, а в туалет примерно через час образуется очередь, если вагон плацкартный. Я хорошо черпанул этого колорита в своё время, и даже в начале ведения этого жж, лет десять назад, с удовольствием постил картинки омулёвой слюдянской корпорации. Тогда это ещё было актуально и свежо.

С тех пор много воды утекло. Сперва там ликвидировали старую вставку постоянного тока — в 1995-м Слюдянка перестала быть станцией стыкования. Затем к середине нулевых её и вовсе лишили длительных стоянок пассажирских поездов — электровозы пошли напроход на Улан-Удэ, без смены бригады. Но она ещё держалась: корпорация не могла умереть так сразу. Торговки умудрялись продавать свои корзины за три минуты — тем более что омуля с легендарной станции всё равно ждали. Многолетние привычки не отменить. Потом был нанесён ещё один удар: построили новую платформу на отшибе, чёрти где за десять путей от вокзала. Половина поездов (в основном с запада на восток — самых «хлебных» по выручке) стала останавливаться там. На такое расстояние особо не набегаешься, тем более с короткими стоянками. И где-то за пять лет после этого знаменитая омулёвая торговля сошла почти на нет. В этот раз я обходил киосочки — ассортимент был совсем печален и мал. Никто не торговался, никакого свежака уже не было и в помине, только лежалые мелкие рыбинки. Сик транзит глориа мунди…

Впрочем, довольно ностальгической лирики. Давайте посмотрим, какова она — сегодняшняя Слюдянка.

2. Утро вторника было красивым (вид с апарт-отеля слюдянского машиниста). Это хорошо: ведь сегодня мне ехать вдоль Байкала. Погода важна.

3. Позвтракал и пошёл по утреннему городу. Машинист-сдатчик квартиры не заморачивался и попросил меня с утра просто захлопнуть при уходе дверь (рассчитался с ним я ещё по вечеру). Всё на доверии, никакой проверки. Гопническая Слюдянка за пять прошедших лет, конечно, серьёзно изменилась. Не по домам, они остались прежние – а по благоустройству. Возникли новые скверики, а старые переложили плиткой. Скамейки, какие-то фигурные урны – в общем, много всего.

4. В центре поставили даже новомодный тренд — «я люблю XXX» с красным сердечком. Теперь такую инсталляцию я вижу почти везде. Модно.

5. Фонтан напротив администрации был выключен, но вечером допоздна бил, мощной струёй.

6. Паровоз с польской башней у ДКЖ подсвечивался солнышком с другой стороны, смотрелось всё красиво, на фоне рыжих сопок.

7. Здесь даже устроили бесплатный вай-фай! Кто бы мог подумать в 2011-м! 🙂

8. Так я постепенно вышел на главный станционный виадук. Вон она, новая дальняя платформа, видна внизу. Когда поезд, обычно чётный, принимается на неё — вы ничего не увидите, никакого уникального вокзала или Байкала за ним. Сейчас там стоит пригородный из 2 вагонов, «мотаня» с Кругобайкалки.

9. А главная (первая) платформа девственно пуста. Ещё 10 лет назад такое тут невозможно было представить. Нет, тут не тихо — грузовые идут часто, каждые 7-10 минут. Но по части пассажиров — совсем мало.

10. Пока суть да дело, до поезда ещё почти час — не спеша обошёл все киоски. Омулёвые заведения стали перепрофилироваться на другое — то салон связи, то сувениры для транзитных туристов, то продукты. Стал спрашивать омуля — показали в одном месте, совсем не понравился. Явно лежалый, да и мелкий — нету больше тут оборота торговли…

10а. А вот картины 2004 года, когда ещё Слюдянка была в силе, на её исходе. Такой ряд сидел в центре платформы, плюс торговки с корзинами окормляли по паре вагонов каждая.

10б. Вот примерно такими корзинами — это «мобильные» тётки, т.е. те, которые меж собой распределяют состав: по одной на пару вагонов. Ой, сколько тогда тут продавали омуля! Страшное дело. Наверное, сотнями за проход поезда. Омулёвые торговки тоже были узнаваемы издалека, не спутать. И все как на подбор — с зычным голосом!

11. Уникальный слюдянский мраморный вокзал 1904 года с привокзальной площади. Освещение было отсюда красивее.

12. Внутри вокзал я уже показывал 5 лет назад. Ничего особо не поменялось — разве что поставили «медведевские» рамки.

13. Бюст министра путей сообщения времён русско-японской войны, князя Хилкова. Пока на него смотрел, вспомнил, что где-то была и советская табличка про революционера Бабушкина. Цела ли она?

14. Обошёл здание — цела. Вот только стёрлась. Хорошо бы подновить…

15. После реконструкции 2000-х на здание вернули царские эмблемы МПС.

16. Год постройки. И каким камнем вокзал сложен, ух!

Тут меня ждал сюрприз. Пошёл на станцию узнавать про поезд — он должен быть уже через 20 минут, но меня там огорошили: мой поезд опаздывает на полтора часа! Это было очень нехорошо, очень: потому что у меня была рассчитана 3-часовая остановка на станции Мысовая, а из-за этой задержки я там ничего толком не успею, так как останется на неё только полтора часа 🙁
Но что делать. Ладно. Раз так, надо сходить и поискать «байкальскую дырку» — то есть место, куда пассажиры поездов во времена оны бегали символически окунаться в Байкал.

17. От вокзала дорога ведёт прямо к озеру. С правой стороны — территория храма-новодела, он и есть ориентир (на фото — взгляд назад). А что тут было раньше — не помню, кажется пустырь.

18. Если же от кадра 17 повернуться на 180°, то видна и та самая знаменитая «дырка в Байкал». Цела! 🙂

Когда в тут в раньшие времена долго стояли поезда (15-20-25 минут), некоторые любители острых ощущений бежали бегом к Байкалу и через эту дырку проникали на берег, символически окунаясь. Такой кураж среди части пассажиров особенно был популярен в советские времена. Сейчас уже всё это подзабылось, и поезда стоят чуть-чуть, а «дырка», как видите — осталась.

19. Вдоль Байкала — набережная. Помню по прежним приездам — вечерами тут любили ходить местные гопники, это было любимое тусовочное место. Как сейчас, не знаю.

20. Сакральная пассажирская дыра к Байкалу.

21. Тут вот народ и окунался 🙂 Потом сломя голову бежал обратно к поезду. А немного ближе к вокзалу ещё стояла не менее известная колонка с «байкальской водой», она тоже была популярна — в ней воду набирали баклагами, порой стояла очередь. Сейчас её не нашёл.

22. Взгляд от набережной назад. Раньше было пусто, а сейчас, смотрю, место постепенно столбят «новые слюдянцы» с капитальными хоромами.

23. После прогулки к Байкалу вернулся на станцию, заглянул в справку. Меня не обрадовали — поезд действительно опаздывает, причём уже больше — на 1 час 40 мин. Увы. Ладно, сел на скамейку, день солнечный, начал фтыкать на проходящие поезда. Вот мягко подошёл скоростной контейнерный поезд. Тележки, видимо, пассажирские — идёт очень тихо. Постоял минут семь и поехал дальше. Такой вот поезд — и есть реальный «шёлковый путь», а не фейковый, которыми заполонили газеты и сайты и засирают легковерной публике мозги.

24. Столб 5312 км. Столько отсюда до Москвы.

25. Вот со стороны Мысовой подходит «семёрка» (Владивосток — Новосибирск). Стоять ей тут всего 3 минуты.

26. Конечно, никакой «омулёвой» активности не было и в помине. Тихо. Местное время почти 10 утра, раньше был бы разгар торговли.

Подошёл к вагону, сфотал проводников.
— А зачем это вы меня снимаете, а?
— Для истории.
— А разрешение есть?
— Есть.
— (подбоченясь) Точно есть?
— Точно-точно! А скажите, омулем давно тут перестали торговать, корзинами?
— Да года четыре уже как сошло на нет.
— Ну ясно (поезд трогается). Удачной дороги!

27. Вот прошёл почтовый. Не почтово-багажный, как раньше — а именно почтовый. Тоже тихие вагоны, новенькие.

28. Ставят новые опоры контактной сети. Обратите внимание — засыпают байкальским камешком. Его ни с чем не спутать.

29. Прошёл и к локомотивному депо, почти к концу платформы. Красиво тут. Прогулялся бы и туда, но уже поезд скоро.

30. На поезд пришлось тащиться через виадук на ту самую дальнюю платформу, см. №8. И вот он, идёт, родимый, под ЭП1П. Поезд №72 сообщением Северобайкальск — Улан-Удэ. Ехать мне им примерно 2 с половиной часа, потом новый город.

Дальше у нас по плану — новый поезд и станция Мысовая 🙂

Содержание цикла