Петровский Завод – Чита, 6402 – 6814 км

Вторая китайская экспедиция, часть XIII

По 4-му световому дню пекинского поезда получилось аж три поста: Иркутск и утренний спуск к Байкалупуть вдоль Байкала и по Бурятии, и наконец, Западное Забайкалье до Читы, которая была уже в три часа ночи местного.
Вечерний путь я тоже вынес в отдельную серию – во-первых, была исключительно красивая погода с подсвеченным закатным солнышком чистым забайкальским небом; во-вторых, часть снимков связана с фактами моей биографии; в-третьих, теперь уже можно дать ключ к старому посту 2007-го года “Семьдесят четвертый элемент” (про вольфрамовый рудник, кто помнит).

Стартуем от станции Петровский Завод, которой закончилась двенадцатая серия, и едем далее на восток. С Петровском тоже интересно было – я хотел увидеть, что же сталось с грандиозными руинами тамошнего металлургического завода. В 2007-м я еще видел его в частичной целости, с высокими трубами. Варандей спустя четыре года труб уже не застал – завод частично снесли. А что же с ним сейчас?

Петровск-Забайкальский. Сразу после вокзала поезд идёт вдоль старого Металлургического пруда

Но сперва – схема этой части пути. Наш путь – слева направо. Жаль, тут в масштабе не приведена река Хилок – а мы мимо неё следовали почти что около трёх часов.

2. Вообще, погода была и правда идеальная – признаком Забайкалья является чрезвычайно прозрачный и чистый воздух. Такой вдоль Транссиба есть только в восточном Красноярье за Енисеем, да в Прибайкалье южней Иркутска. Вот сейчас мы следуем вдоль Металлургического пруда в Петровске и даже через окно при сноровке получается такое качество.

3. Через полкилометра и на том берегу пруда начинается заселённый “язык” города Петровска-Забайкальского.

4. Проехали пруд, и проходим район Старого Завода (дореволюционные корпуса).

5. В общем-то, им уже кранты – скоро, наверное, и это всё снесут.

6. Далее следуем вдоль старого центра города. Вон вдали светлое здание синагоги, в котором сейчас вроде бы, налоговая.

7. Можно с поезда разглядеть и дом княгини Волконской, однако я не успел снять, мы уже втянулись в окрестности Нового Завода (советского). Здесь когда-то было складирование металлолома, привозившегося на завод по Транссибу. А в постсоветские годы сноса – тут складывали останки оборудования.

Далее я включил видео, которое потом выложу отдельно. Но чтобы вы зазря не томились, скажу, что большой корпус Нового Завода снесён почти подчистую.

8. Ещё одно хранилище лома было с восточной стороны Завода, на путевом развитии экс-станции Декабристы. Сейчас тоже пустует, но пока цело.

9. А линия поворачивает строго на юг, и так будет следовать до самого Хилка, где не менее резко повернёт на восток. На фото – уцелевшее здание дорожного мастера времён Сибирской ж.д. Это точно дореволюционный проект, я сверился со своими материалами.

10. Вот оно же, но в более объемном ракурсе. Рядом стоит тепляк, и когда-то тут предусматривался и небольшой огород.

11. Едем дальше. Следующая станция на пути – Баляга (местные говорят “Балига”). Она в советское время имела огромный леспромхоз, один из крупнейших в Читинской области, который лет пятнадцать назад распался на мелкие частные кусочки, рвущие тайгу на кругляк где придётся и как получится. Так что механизации тут осталось не очень много – только то, что имело хороший ресурс.

12. Вокзал Баляги.

13. Балягинские избы.

14. Поезд наворачивает кривые, спускаясь от кижинской возвышенности к Хилку.

15. Поворот на восток. Это станция и посёлок Тарбагатай – он находится аккурат на примыкании реки Хилок и линии Транссиба. Отсюда до Москвы 5817 км.

16. Вокзал Тарбагатая.

17. За Тарбагатаем начинаются отвалы разреза, который расположен у Хилка.

18. Отвалы разреза постепенно расширяются. Но мне памятна во-о-он та покатая лесистая сопка в центре кадра, видите, такая зелёненькая? Так вот, как раз за этой сопкой, на покосе вдоль речки Индяжина, я находился в день 19 августа 1991 года, когда в предрассветную Москву входили танки ГКЧП. Помогали с братом в уборке сена родственнику (мужу сестры), будучи в отпуске. А тогда отпуск был длинный, северный. А потом, приехав ближе к вечеру обратно в посёлок, узнали, что “пятнистого хера сняли” – местные мужики радостно ликовали. Как оказалось, ликовали рановато. Впрочем, это отдельная история и я постараюсь рассказать её поподробней 🙂

19. Это не совсем простой разрез – а с хитрой изюминкой. Вообще, тут добывают не очень качественный бурый уголь. Но если бы он был сам по себе – то тут бы вообще не начинали с этим заморачиваться. А самая изюминка – в том, что в этом угле высокое содержание германия. Это редкоземельный элемент, который используется в точном машиностроении и полупроводниковой промышленности. Так вот, уголь жгли в избранных котельных, а всю золу в советское время возили затем на переработку. И получали германиевый концентрат. Потом всё это дело упало, никому не нужно было машиностроение, но сейчас вроде помаленьку опять начало дышать, лет пять или шесть.

20. Немного кое-что теплится там, внизу.

21. Проезжаем посёлок Новопавловка. Этот кадр тоже памятный. Вон, видите, сопки на горизонте, а между ними распадок, уходящий вглубь? Так вот, ещё 18 км туда на север – и приедем на вольфрамовый рудник, о котором я рассказывал на страницах этого жж 6 лет назад. Эта земля – вообще кладезь полиметаллов. Чего тут только нет.

22. Затем линия уходит вплотную к Хилку – и будет виться вдоль него около 200 км. Сопка на фото, полого спускающаяся к линии Транссиба – тоже очень памятна. С неё я в 2007-м снял несколько шикарных панорам, которые потом пошли на обложку одного из номеров журнала “Экспедиция” в 2008 году. Показывал виды с этой сопки вот тут.

23. Теперь пошли вдоль Хилка, частично повторяя его изгибы. Внизу – дорога. Это тоже не просто дорога, а – до 1974 г. главная дорога, соединявшая Иркутск и Читу. Потом уже к середине 1970-х военные строители построили асфальтовую трассу до Читы – Чернышевска.

24. Бывшая станция Толбага – 100 лет назад важная и большая, где менялись паровозы и стояли все поезда, включая и маньчжурский курьерский №1/2.

25. Сейчас путевое развитие снято, это просто остановочный пункт. На фото – часовня 1900 года, поставленная в честь соединения двух встречных участков Забайкальской ж.д., с участием министра путей сообщения империи князя Хилкова.

26. Я в 2004-м ходил сюда пешком из соседней Новопавловки, и есть рассказ про Толбагу. Кому интересно – читайте тут. На заднем плане на фото также видно дореволюционное здание времён Сибирской ж.д. Тут, кстати, этих зданий целый кладезь, на этой и соседних станциях.

27. Мчимся вдоль Хилка.

28. Снова Хилок. Тут его много 🙂

29. Вечереет…

Потом я лёг спать, зная, что будет встреча в Чите посреди ночи.
Яблоновый перевал и станцию Хилок прошли уже в темноте.

30. И вот, три часа ночи – прохладная и даже малость морозная Чита.

31. Посередь холодной ночи в Чите меня встречал тов. dmitry_a, снабдивший заодно ящиком правильной стеклянной “Куки” – на сей момент лучшей минералки на постсоветском пространстве. Развиртуализовались наконец!

32. После 20-минутной стоянки уходим дальше в ночь.

Теперь уже пойдём до Карымской, а там – отворачиваем от главного хода на юго-восток и далее по трассе КВЖД.
Так что неизведанные для меня места пойдут с пяти утра.

До свидания, транссибирское Забайкалье – и здравствуй, Даурия!
О которой пойдёт речь в следующей серии 🙂

Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

пять × 4 =