По КВЖД от Большого Хингана до Цицикара. 7289 – 7860 км

Вторая китайская экспедиция, часть XVIII

После муторного и длительного процесса пересечения русско-китайской границы наш поезд (получивший на территории Китая индекс К20), наконец, обрел нормальное движение и помчался в маньчжурскую ночь по трассе бывшей Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). На станции Маньчжурия мы перестояли больше получаса от расписания, и ушли оттуда позже. Но проводница сказала, что к утру всё нагонит.
В этой серии – северная Маньчжурия до Цицикара, которая не очень похожа на коренной Китай, тестирование китайского вагона-ресторана, прицепленного на границе и свидетельства амурского речного наводнения, частью бассейна которого (Амура) являются эти края.

Сопки северной Маньчжурии в сочетании с угольной котельной

Вообще, места эти для меня особенные, в силу фамильной истории. Мой прадед по матери когда-то строил эту дорогу, нанявшись на её строительство из крайне бедной Пензенской губернии 19-летним пареньком. За 10 лет прошёл путь от рабочего-землекопа до дорожного мастера, и затем осел в Хайларе, получив от КВЖД служебный дом, ежегодный билет на семью и весьма немаленькое жалование, позволявшее ему не только содержать жену с двумя детьми, но и нанимать домработницу-китаянку. В Маньчжурии он провёл 12 лет, и в 1911 году внезапно уехал в русское Забайкалье, уволившись с дороги. Жизненная ситуация: новая любовь и второй брак, так бывает. А через три года, в 1914-м, уже в посёлке Дровяная под Читой, на свет появился и мой дед. Там их всех и застала гражданская война. Иначе, кто знает… мог бы стать и зарубежным квжд-шником в “счастливой Хорватии”, вернувшись в Союз уже после продажи дороги. Или не вернувшись. Впрочем, до конца русской КВЖД он немного не дожил, умер в 1932-м.

Поэтому понятно, что мне хотелось посмотреть этот самый Хайлар, хотя бы кромешной ночью. Поезд там стоял по расписанию 8 минут, но из-за опоздания на границе, стоянка была бы сокращена. Но тут вмешались другие обстоятельства. Дело в том, что в процессе тягомотного ожидания на Забайкальске и всех долгих пограничных пертрубаций я зазнакомился с двумя читинскими девчонками, ехавшими в Харбин. Они были через два купе от меня, недалеко. Ехали втроём – одна сама по себе, вторая с 8-летним сыном. Слово за слово, потом хождения на вокзале в Маньчжурии, где мне пришлось давать им ещё и практические советы, и в общем, как только поехали прочь от границы, они меня позвали в купе на ужин. Набрали с Читы массу жратвы, вытащили литровую бутыль чинзано, ну ладно. Отказываться не стал, разделил с ними трапезу. Девки приятные, общительные, смешливые и вполне симпатичные. Не очень продвинутые в культурах, но это и не обязательно. Зато рассказали мне массу интересного, из свежих забайкальских реалий и их поездок в приграничный Китай.

В процессе общения выяснилось, что в Харбин они впервые, раньше дальше “Маньки” не совались, и решили там совместить шопинг и отдых. Ну что, я начал им рассказывать про тамошние места, восточный парк тигров там, канатку через Сунгари, местный Арбат и прочие харбинские ништяки. У них загорелись глаза, они начали выяснять, а чего я и куда еду. Отрекомендовался путешественником. Когда они узнали, что еду из Питера, выпали немного в осадок. Это не вписывалось в их шаблон.
После литра чинзаны они расслабились и начали меня склонять к соблазнительным предложениям:
– Так чего ты в этот Пекин, мыкаться там ещё! Давай с нами! У нас там забронен большой номер в отеле, мы тебя бесплатно поселим, китайцам пофиг на такое. Будем вместе ездить, ты там всё знаешь!
– Ну как это мыкаться? Я в Пекине знаю, куда-чего, зачем же сразу мыкаться 🙂
– Да ладно, поехали лучше с нами! Мы тебя вечерами ещё и кормить будем, выбирай кабаки сам. Чего ты? Соглашайся! На сэкономленное бабло доедешь потом до своего Пекина!
– И кормить, и поить, и спинку потрёте, если что?
– Да нивапрос! Где скажешь, там и потрём :))) Зато веселей будет, такой компанией, а!?
– Спасибо, девчонки, интересное предложение, но у меня в тот же день билет из Пекина дальше. Далеко дальше.
– Как дальше? Ты что, и дальше поездом едешь???
– Ага. До острова Хайнань в тропиках. Иначе, билет на скорый поезд пропадёт.
– До Хайнаня??? O_o… – вижу, у девок совсем шаблон затрещал, сидят изумлённые. Фрукт типа меня им раньше явно никогда не попадался на жизненном пути.
– Эх… – это вторая, разочарованно.
В общем, пока общались, то да сё, разошлись спать через полтора часа.

Хайлар в итоге я проспал. Неприятно, но факт.
Утром всё-таки заставил себя подняться рано. Пока очухивался, ещё в ранних сумерках, мы прошли тоннель и петлю Бочарова. А может, это был и не тот тоннель – читал в каком-то источнике, что старый Хинганский тоннель сейчас в стороне, линия перепроложена чуть южнее. Но всё равно я бы не смог ничего снять – слишком темно.

2. Когда посветлело, мы уже спускались с отрогов большого Хингана. По южной стороне протекала речка Ялухэ, приток притока Сунгари. Места, скажу честно, очень непохожие ни на коренной Китай, ни на Забайкалье. А знаете, на что похоже? На участок между Архарой и Биробиджаном, если кто там ездил. Вот почти один-в-один.

Пошёл, набрал горячего чаю, сел и задумчиво смотрел на окрестности – “Вот я и еду по той самой КВЖД, о которой столько читал и слышал. Надо же…”. Поезд по трассе шёл быстро, около 100 км/ч, снимать из-за окна почти бесполезно. Так что, просто смотреть.

3. Что было удивительно и нестандартно для Китая – пролетающие мимо посёлочки имели много домов русского типа. “Интересно, неужели это ещё квжд-шные дома? Или строили уже после, но по лекалам русских поселенцев?” Но вот этот жёлтый, к примеру – явно ещё имперский времён КВЖД.

4. Но пейзаж всё равно был очень похож на Приамурье, на стыке Архары – Облучья. Это не Сибирь, не Монголия, не Забайкалье. Дальний Восток – “сопки Маньчжурии”. Китай, однако, всё равно можно косвенно опознать по ограждению линии.

Давайте-ка посмотрим по карте, где мы едем. Наш путь помечен стрелками.
Я проснулся аккурат на преодолении Большого Хингана, а снимать стал уже на спуске вниз. Утром, когда совсем рассвело, мы проехали Цицикар, а в обед – Харбин. Впрочем, от Дацина и далее – это уже тема следующей части.

5. Какая-то очень приметная сопка, с белым культовым объектом на вершине. Была видна ну очень издалека, линия вилась кривыми и сопка поворачивалась разными ракурсами.

6. Объект, видимо, буддийский.

7. Слободка железнодорожников. Домики опять совсем некитайские, но весьма похожи на наши. Но – свежие. Значит, просто строили по нашим лекалам. Китайщину выдают только крыши и четырёхугольные трубы. Вообще, по пути в Маньчжурии я убедился, что там, где холод и суровые условия, китайцы очень многое заимствуют от русских, не стесняясь копирования сибирских решений. Тем более что для южного и серединного китайца маньчжурский климат – всё равно что для москвича Якутск, такой же белый ужас. Именно поэтому они не очень любят лезть на север (как панически думают в столицах), а гораздо больше предпочитают экспансию на юг.

Потом я вспомнил, что ведь ночью прицепили китайский вагон-ресторан. “Надо проверить, что это за Сухов”, решил я, и направился туда. От меня – через два китайских же вагона.

8. Китайские вагоны на маньчжурских линиях почти точно копируют аммендорфы. Кроме одной особенности – умывальное купе. Из-за этого у них не 38, а 34 места (8 купе + 1 “обрезанное”). Что сразу же почувстовалось – холодрыга. Около 10-12 градусов. У нас все вагоны тёплые, ходи в майке, у них – зусман конкретный. А едем соседями, в одном составе.

9. Умывальное купе. Тут же китайские проводники небрежно навалили свою “китайку”. Скоро она израсходуется – в Ананси в вагон сядет толпа, и он будет полный.

10. Зашёл в ресторан. Он, видимо, только открылся, и я как бы не первый посетитель был. Все ещё спали. Тут тоже был реально холод, и я побежал обратно, за флисовой кофтой. Иначе простынешь, в футболке сидеть невозможно.

11. Потом вернулся. Повара скалятся. Как только сел, ко мне сразу официянт. Тут-то я первый раз и применил свой определитель еды. Успешно. Заказал свинины в кисло-сладком соусе и яишницы. Минут через 10 принесли всё, горячее-горячее. И ихний чай (зелёный). Всего вышло на 40 юаней. Для чифаньки немало, а для поезда – очень щадяще. Примерно вдвое дешевле нашего.

Вернулся с ресторана, а те читинские девчонки, с которыми вчера вечером сидел, меня ищут:
– О! А ты куда ушёл? Мы тебя на завтрак хотим позвать. У нас много вкусной еды, пошли!
– Да я тестировал китайский ресторан, интересно же!
– А чё у них интересного? Китайцы они и есть китайцы, так как мы, не приготовят!
– Эээ… у всех есть свои интересности, Света, ты тут не права 🙂
Но пошёл, составил компанию – раз приглашают.

12. Вот ещё следы русской КВЖД. Их можно быстро опознавать. К чести китайцев, то квжд-шное, что не было уничтожено во время “культурной революции” на вокзальных территориях, сейчас реставрируется и несёт роль местного колорита. Эта тенденция пошла где-то с начала “нулевых”.

13. Водонапорка уже китайская.

14. “Дэнсяопиновки”, аналог наших брежневок, только попозже.

15. И опять сопки, сопки… Большой Хинган.

16. Китайские современные вокзалы предельно унылы – сараи сараями. Поэтому русские имперские здания на их фоне выделяются резко.

17. Чем ещё можно косвенно отличить маньчжурский Китай от приамурского Дальнего Востока, при всём сходстве пейзажей – это тем, что везде много мелких производств. Что-то пыхтит, рычит, крутится, сыпется, самосвалы снуют. Даже в суровых местностях.

18. Вот средняя станция на пути, возможно Лунцзян.

19. Дорога под линией.

20. Наконец, входим в зону тяготения цицикарской метрополии.

21. Везде что-то крутится, ездит, пыхтит.

22. Впереди – река Нонни (Нэньцзян), приток Сунгари. Крупнейшая в этом районе. Обратите внимание также на крепостное укрепление перед берегом, о нём – далее.

23. Тут мы увидели, что есть такое Большое Амурское Наводнение. Помните, я в августе постил про Хабаровск?

24. Река вспухла, чудовищно разлилась, скрыла островки и окончательно не вернулась в свои берега.

25. А вон, видите, в воде валяется такая же крепость, что и на кадре №22?

25а. Такие предмостные крепости строились на линии КВЖД у крупных рек для обороны от хунхузов, после “боксёрского восстания”. Вот, например, точный аналог:

26. А мы продолжаем мчаться вдоль чудовищно вспухшей Нонни. Ограждение почти всё в воде, и хорошо, что русские инженеры 120 лет назад прокладывали линию на 5 метров выше линии наивысшего подъёма воды. Поэтому наводнение не смогло затронуть основную железную дорогу. Это бы, может, и не делали, но за 2 года до начала сооружения Китайско-Восточной линии случилось катастрофическое наводнение на Хилке, на Забайкальской дороге (1897). Всю дорогу тогда смыло, и прокладывали выше. Поэтому, учли те уроки. Как видите, не зря.

27. Вода проникла на поля, дошла до домов далеко от реки и это уже был не пик уровня.

28. Мчимся дальше. Вот останки “большого скачка” товарища Мао. В глубинном Китае такое давно разобрали по кирпичику, а в этих дальних местностях микродомны ещё частично стоят и напоминают нам об истории.

29. Подъезжаем к большой станции Ананси. Это аванстанция города Цицикара, который уже подбирается к миллиону населения. Раньше, при царе, станция так и называлась Цицикар.

30. А вот и старый русский вокзал, 1903 года постройки. Поскольку уцелел в конце 1960-х, теперь отреставрирован и служит залом ожидания для пасажиров дальних поездов.

31. К китайским вагонам, прицепленным в Маньчжурии к поезду, спешит куча публики. Через 15 минут оба вагона будут полными.

32. На посадку целая очередь. А в наши вагоны тоже сели, но совсем немного – они для китайца почти в два раза дороже.

33. Надо обязательно показать и главную рабочую лошадку нынешней КВЖД – вот такие вычурные четырёхглазые тепловозы. Электра начнётся только от Харбина, и далее на юг.

34. Отъехали от станции, и снова едем мимо Большого Амурского потопа. Тут он много бед наделал, были и жертвы.

35. Для тех, кто любит историю – страничка из Атласа 1916 г. Российской империи, с участком, о котором я вам рассказываю.

В следующей серии будут нефтеносные поля Дацина, стройка ВСМ и гигантский Харбин.

Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + девять =