Главная Техосмотр Внутренности

Внутренности

Обычно пассажирам не разрешают сюда смотреть. Уповают на безопасность. А зря. Сделать железные дороги более открытыми – значит сделать их более популярными. На авиашоу разрешают лазить по самолёту и садиться за штурвал – так почему бы не устроить подобное ж.д.-шоу? Хотя бы виртуальное.
Итак, здесь собраны фотографии внутренностей электровозов, тепловозов.

Электровозы

Серия Содержание Краткий
комментарий
ЧС2 ЧС2К-214.
Рабочее место машиниста

(AB)
Сразу бросаются в глаза красные краны в центре
фотографии. Это тормозные краны. При их
переключении срабатывают пневматические
системы торможения локомотива либо всего поезда,
в зависимости от того, какой из двух кранов был
переключен. Как видите, краны всегда под рукой
машиниста. Выше и правее их – скоростемер.
ВЛ11 ВЛ11.
Рабочее место машиниста

(@ZN)
Крайняя слева – это рация. Её трубка снята и
лежит на пульте. Чуть правее над приборной
панелью – САУТ – система автоматического
управления тормозами, которая показывает
расстояние до сигнала и запас скорости. Если
запас скорости равен нулю, автоматически
срабатывают тормоза.
На контроллере нижняя рукоятка служит для
управления электровозом в режиме тяги. Рукоятку
можно перевести в одну из 37 позиций. При её
переводе на первую позицию тяговые двигатели
соединяются последовательно, создаётся
замкнутая цепь двигателей вместе с полностью
введёнными пусковыми сопротивлениями. При
переходе с первой позиции на последующие до 16-ой,
из схемы последовательно выводятся все
сопротивления. На 16-ой позиции могут быть
применены четыре ступени ослабления поля. При
переходе с 16-ой на 17-ую позицию двигатели
соединяются последовательно-паралельно (4 ТД
паралельно другим четырём), сопротивления
вводятся в схему. При перемещении рукоятки с 17-ой
по 27-ую позицию сопротивления постепенно
выводятся. На 27-ой позиции могут быть применены
четыре ступени ослабления поля. При переходе с
27-ой на 28-ую позицию ТД соединяются паралельно.
Аналогично выводятся сопротивления с 28-ой по 37-ую
позиции. На 37-ой позиции могут быть применены
четыре ступени ослабления поля. Верхней
рукояткой эти четыре ступени ослабления поля и
выставляются – движением от себя. А движением на
себя управляют режимом рекуперации1. Николай
Зайцев (Курган)
ВЛ85 ВЛ85.
Рабочее место машиниста

(EZ)
Кабина самого большого в мире электровоза
отличается от кабин остальных современных
электровозов в основном только своей шириной.
Отдельные блоки – унифицированные, как
скоростемер, тормозные краны, “руль”… Все
они такие же, как и у старшего брата этой машины –
электровоза ВЛ80. Однако, здесь – более удобная
посадка машиниста – его проходу к сидению ничего
не мешает. Это достигнуто за счёт того, что рычаг
передвинут дальше от машиниста – левее руля.
Обращает на себя внимание неприкрытость
трубопроводов, ведущих к тормозным кранам, что,
безусловно, облегчает контроль и обслуживание,
однако, с эстетической точки зрения, всё-таки, не
очень хорошо.
ЭП10 ЭП10-001.
Вид с места машиниста

(DS)
Внизу справа – монитор бортового компьютера. На
него выводится информация о текущем состоянии
систем локомотива, что заменяет большое число
аналоговых приборов перед глазами машиниста.
Левее – блок радиостанции, чуть ниже его
закреплён микрофон. Слева дальше – пульт
помощника машиниста. Над всеми панелями
установлены солнцезащитные козырьки. В центре
фотографии – блок системы автоматического
управления тормозами. Выше – локомотивный
светофор. Здесь он имеет горизонтальную
конструкцию, в отличие от остальных серий
локомотивов, где локомотивные светофоры
расположены вертикально.
ЭП10-001.
Пульт машиниста

(DS)
Весьма удобная и симпатичная конструкция
места машиниста. Прямо перед глазами – аналоговые
вольтметры и амперметры, правее выше –
электронный скоростемер. На кране нет лишних
выступающих деталей, всё предельно удобно (с
виду) и функционально. Рядом с правой рукой –
необходимое и достаточное количество тумблеров,
весьма компактно расположенных. Чуть левее –
оргстекло, под которым зажимаются
предупреждения. Солнцезащитный экран полностью
закрывает верхнюю часть окна. Словом, не наши же
делали – швейцарцы – ADtranz.
1 Рекуперация – режим торможения
двигателя, при котором часть механической
энергии (с вращающихся с избыточной скоростью
осей колёсных пар) передаётся на ротор,
превращается в электрическую и возвращается в
сеть. Использование режима рекуперативного
торможения позволяет экономить значительное
количество электроэнергии.

Тепловозы

Серия Содержание Краткий
комментарий
ТЭ3 Рабочее место
машиниста

(@IA)
50-е гг. Это многое объясняет. Приборов – минимум.
Тормозной кран – под левой рукой. Видимо, это
сделано для того, чтобы, если что-либо случится с
машинистом, помощник имел доступ к системе
торможения. Скоростемер расположен тоже слева.
Нет солнцезащитных экранов, но это
компенсируется низкими окнами – солнце может
появиться только на закате либо на восходе.
Сверху слева виден вентилятор. Преимущество –
вокруг машиниста много свободного пространства,
его движения не стеснены.
2М62 Кабина машиниста
(@IA)
70-е гг. Прогресс налицо. Самая интересная часть
– это руль. Но не подумайте, колёса он не
поворачивает. С помощью “руля” регулируется
ток якорной цепи двигателя. Ведь в тепловозах
стоят не двигатели внутреннего сгорания, а всё те
же двигатели постоянного тока. Преимущество ДПТ
в том, что в них сама собой наличествует обратная
связь по напряжению за счёт противоЭДС (ЭДС –
электродвижущая сила), что позволяет
поддерживать постоянной скорость вращения
ротора. Однако, по аналогии с автомобильным
рулевым колесом, сдаётся, что внутренний обод
предназначен для подачи гудков. В отличие от ТЭ3,
тормозные краны расположены под правой рукой.