Главная Техосмотр Электровоз постоянного тока ВЛ10У

Электровоз постоянного тока ВЛ10У

Опубликовано: журнал “Моделист-конструктор” (Москва), №7, 1987 г.
МЕХАНИЧЕСКАЯ часть электровоза ВЛ80Т, идентичная механической части ВЛ10У, уже была достаточно подробно описана (см. “М-К” №8, 1982 г.). Чтобы не повторяться, расскажем лишь о характерных особенностях машины, касающихся в основном электрооборудования.

Локомотив предназначен для работы на магистральных железных дорогах с питанием от постоянного тока напряжением 3000 В. Его электрическое оборудование рассчитано на надёжную работу при амплитуде в контактной сети от 2200 до 4000 В.

На ВЛ10У установлено восемь тяговых двигателей ТЛ2К1, имеющих последовательное возбуждение, опорно-осевое подвешивание, принудительную вентиляцию и мощность при часовом режиме 670 кВт. Вращающий момент от двигателя на колёсные пары передаётся двусторонней одноступенчатой цилиндрической косозубой передачей.

Для регулирования частоты вращения тяговых двигателей предусмотрено три вида их соединения: последовательное, последовательно-параллельное и параллельное. Электрические цепи локомотива получают питание от контактного провода через токоприёмники, обеспечивающие надёжный токосъём при любых скоростях движения.

Кроме тормозов с пневматическим и ручным управлением, действует система рекуперативного торможения, значительно повышающая безопасность движения поездов и обеспечивающая большую экономию электроэнергии, уменьшение износа бандажей и тормозных колодок. При рекуперативном торможении механическая энергия с вращающихся осей колёсных пар передаётся на валы тяговых двигателей, которые трансформируют её в электрическую, а та, в свою очередь, возвращается (рекуперируется) в контактную сеть и поступает к другим электровозам и в энергосистему.

Электрическое, пневматическое и другое оборудование размещено в сочленённом двухсекционном кузове с концевым расположением постов управления (кабин машиниста). Секции ВЛ10У отличаются друг от друга: ту, в которой установлен быстродействующий выключатель силовых цепей, принято считать первой, и кабина машиниста этой секции называется кабиной №1.

В средней части каждой секции расположена высоковольтная камера (ВВК) с электроаппаратурой, предохраняемая сетчатым ограждением. Двери камеры имеют блокировки, обеспечивающие их открытие только при опущенном токоприёмнике. Электрическая аппаратура, обладающая высокой надёжностью, – блочной схемы, что значительно облегчает её обслуживание и ремонт. Узлы аппаратуры, сильно нагревающиеся во время работы, находятся под принудительным охлаждением. Воздух к ним подаётся по воздухопроводу от центробежного вентилятора. Расположение оборудования внутри кузова обеспечивает свободный проход и доступ для осмотра жлектрической аппаратуры.

Оборудование, размещённое на крыше, служит для обеспечения нормального токосъёма и подачи высокого напряжения с контактного провода к силовой аппаратуре. Высоковольтные аппараты соединены в электрическую цепь медными шинами, гибкими проводами (шунтами) и установленными на опорных изоляторах стальными шинами-угольниками.

В размещении оборудования на торцевых стенках первой и второй секций также есть различия. Здесь установлены розетки межсекционных соединений и специальные коробки для монтажа высоковольтных и низковольтных проводов.

Для поддержания в кузове давления выше атмосферного, а это необходимо, чтобы запылённый воздух не проникал через неплотности обшивки, предусмотрен выброс в кузов нагнетаемого вентилятором воздуха. При этом избыточное давление внутри локомотива составляет примерно 3 мм вод. ст.

Сжатый воздух используется для питания тормозов, аппаратов цепи управления, блокировки высоковольтной камеры и люка, подачи звуковых сигналов и форсунок песочниц. Тормозное оборудование – типовое для всего локомотивного парка страны.

При ведении тяжеловесных поездов на спуске возможно применение комбинированного торможения: рекуперативного на электровозе и пневматического в составе.

Таб. 1. Основные характеристики электровоза ВЛ10У

Параметр Система исчисления Значение параметра
Род службы грузовой
Осевая формула 2 (2O-2O)
Напряжение на токоприёмнике кВ 3
Мощность кВт
(тс)
5360
Сила тяги тс 39,5
Скорость км/ч 48,7
Скорость конструктивная км/ч 100
Минимальный радиус проходимых кривых при скорости 10 км/ч м 125
Масса с 2/3 запаса песка т 200±4
Давление от оси на рельсы тс 25±0,5
Электрическое торможение рекуперативное
Подвеска тяговых двигателей опорно-осевая

ОКРАСКА ЭЛЕКТРОВОЗА:

  • крыша, крышки люков, прожекторы, оборудование и детали на крыше – светло-серые;
  • токоприёмники, токоведущие шины, звёзды на лобовых частях кузова – красные;
  • боковые и лобовые поверхности кузова от крыши до нижней уширенной части (исключая поручни и дверные ручки) – светло-зелёные;
  • контрастные полосы на лобовых частях кузова – флюоресцентные, оранжево-красные;
  • водосточные желобки на лобовых частях кузова и над входными дверями, гербы, таблички, буквы, цифры, обода прожекторов – лак с добавлением алюминиевыой пудры;
  • нижняя уширенная часть кузова, путеочиститель – тёмно-зелёные;
  • трапы и поручни на лобовых частях кузова, нижние накладки на путеочистителях, ходовая часть, колёсные центры, тормозные тяги, детали пневматической проводки, ящики аккумуляторных батарей и прочее оборудование под кузовом – чёрные;
  • бандажи колёсных пар с наружной стороны – белые;

На любовых частях кузова электровозов тбилисского завода вместо звезды располагается надпись “ТЭВЗ” на русском и грузинском языках, а металлическая накладка с надписью “ВЛ10У” и порядковым номером локомотива окрашивается в красный цвет. Эмблема завода представляет собой стилизованные буквы “ТЭ” и крепится на правом борту каждой секции ниже надписи “ВЛ10У” и порядкового номера.

Журнал “Моделист-конструктор”, июль 1987 г.