Портянки

Автор: Дмитрий Афонин (Томск), январь 2003 г.
Портянка – это предупреждение, выдаваемое на станции локомотивной бригаде (машинисту и помощнику), в котором указываются опасные места на предстоящем маршруте, максимально допустимая скорость на каждом участкеПортянками предупреждения называют потому, что их длина может достигать полуметра. Классическая портянка – белый бланк с жёлтой полосой по диагонали. Его выписывал дежурный по пассажирской платформе или дежурный парка руками. Но это было связано с серьёзными трудностями. Во-первых, когда поездов было много, их писать не успевали (отсюда задержки поездов, т.к. без портянки поезду отправляться нельзя); во-вторых, можно нечаяно пропустить какую-либо запись, в-третьих, почерк может быть не всегда ясным. Теперь, с помощью комплексной компьютерной системы “ГИД”, движенцу не надо постоянно переписывать одно и то же. Работники заносят получаемую по селекторной связи информацию в компьютер, который выдаёт её впоследствии в нужном виде, позволяя распечатать на принтере. “ГИД” – это несложная DOS’овская программа, запускаемая (почему-то) под Windows. Компьютеры движенцев (это обычно 486-е или Pentium) объединены в сеть, и “ГИД” позволяет не только обрабатывать информацию для предупреждений, но также передавать и получать данные о местонахождении любого из поездов. Но это уже тема отдельного разговора.

Итак, основная часть предупреждения – это таблица, которая имеет 5 колонок. В первой колонке указывается место действия предупреждения – перегон или станция, километр, пикет. Вторая колонка – время действия. Чаще всего это либо “До отмены”, либо время проведения работ с 9 до 17 местного времени (в предупреждении указывается, разумеется, время московское). Третья и четвёртая колонки примерно одинаковы по своей сути – здесь указываются максимальная скорость и вероятное появление на светофоре красного сигнала, запрещающего проезд. Последняя, пятая, колонка посвещена причине предупреждения или особенностям прохода состава.

Корешок предупреждения остаётся у движенца для отчётности, основная часть отдаётся локомотивной бригаде. К сожалению, “ГИД” не позволяет вести учёт предупреждений, поэтому на движенцах остаётся обязанность заносить информацию о предупреждениях в журналы письменно. Обычно это делают по ночам, когда поток поездов сокращается.

Всё. Глядите на образец реально выданного предупреждения ниже, а можете загрузить его отдельно.

Как видно, бывают и неточности. Слюдянка находится на 5311 км, а в предупреждении есть 5326 км, т.е. машинисту выдали предупреждение на участок, который он уже проехал.

В предупреждениях указываются только временные ограничения. Постоянные ограничения локомотивные бригады знают наизусть, они есть в специально издаваемых брошюрах.

Дмитрий Афонин (Томск), январь 2003 г.