(1900) Сибирский train de luxe

Фрэнсис Эдвард Кларк

 Фрагменты из книги «Великая сибирская железная дорога. Что я увидел во время поездки» (1904 г. изд.)

…в составе поезда имеются багажный вагон и вагон-ресторан. Последней, по крайней мере, три раза в день является местом большого интереса и заслуживает, чтобы его описали в нескольких словах.

Пульман вряд ли захотел бы признать вагон-ресторан потомком его изобретения. Длинный стол посредине, за которым одновременно могут уместиться, по крайней мере, двадцать человек, бар в конце вагона, где подаются всевозможные крепкие и лёгкие напитки, и поглощаются лакомые закуски, любезные русскому сердцу, как-то: икра, сардины и другие «маленькие рыбки, сваренные в масле». За длинным столом подают обеды табльдот из трёх-четырёх блюд, кроме того, можно заказать что-то по своему выбору, по фиксированной цене. Обед или ужин стоят обычно рубль, и хотя с точки зрения американских вагонов-ресторанов они не роскошны, но вполне достаточны для среднего путешественника и стоят той цены, по которой отпускаются.

Честно говоря, к жирному сибирскому супу надо привыкнуть, как и кускам жёсткого тушёного мяса, которое может быть говядиной ли, бараниной ли, свининой ли – догадаться никак невозможно. Но путешественники, решившиеся проехать по Сибири, не должны привередничать, и сама мысль о том, что ты угощаешься в вагоне-ресторане, пусть и примитивном, катя по равнинам чуть к югу от Камчатки, убивает всякий критический дух в самом закоренелом ворчуне, который когда-либо путешествовал вокруг света. <…>

…В действительности же сибирский train de luxe, по крайней мере, в том виде, в каком он отправился из Иркутска 29-го июня лета Господня 1900, представлял собой довольно неказистый состав из трех спальных вагонов с тамбурами, вагона-ресторана и багажного вагона. Он был воистину роскошен по сравнению с переселенческим поездом четвертого класса, на котором мы ехали до того, но все же отставал на много степеней от лучших американских поездов. Нужно заметить, впрочем, что самые лучшие вагоны были посланы в Париж на выставку, и поезд, на который мы сели, был, несомненно, несколько ниже среднего сибирского train de luxe. Однако он, конечно, заслуживает описания как важное звено цепи, связывающей Атлантический и Тихий океан на этом новом пути вокруг света.

Первым, естественно, идет паровоз русского производства с большой, расширяющейся кверху дымовой трубой для работы на дровах. За ним идет багажный вагон, один конец которого отведен под ванну, где запыленный путешественник мог насладиться освежающим омовением за полтора рубля (семьдесят пять центов) – цена очень высокая, конечно, по сравнению со стоимостью проезда, но с другой стороны, как мы обнаружили, холодная вода, чтобы попить или помыться, вещь по всей Сибири редкая и драгоценная.

После багажного вагона идёт вагон-ресторан, который тоже поделен надвое, половину занимают маленькие столики, за которыми можно разместиться по двое или по четверо, а вторая половина отведена под легкие кресла для курильщиков и оснащена большими обзорными окнами. В курительном салоне есть маленькая библиотека, примерно томов из пятидесяти, на русском, французском и немецком языках, на английском, однако, нет ничего, кроме двух-трёх четверосортных романов в бумажных обложках, явно брошенных за ненадобностью кем-то из прежних пассажиров.

В вагоне-ресторане подаётся table d‘hote** обед из двух блюд в час дня, он стоит рубль, и ужин в шесть часов вечера из четырёх блюд, за рубль с четвертью. В прочее время пассажиры могут заказывать всё, что душе угодно из небогатого меню.

После вагона-ресторана идет спальный вагон второго класса, а за ним – спальный вагон первого класса, и последним – еще один спальный вагон второго класса.

Все вагоны поделены на купе или маленькие каюты, в которых помещается два или четыре человека; там есть стол, окно и очень удобные койки для каждого пассажира. В вагонах элегантные ковры и синяя бархатная обивка, прикрытая для сохранности красными чехлами из хлопчатобумажной прочной ткани. В каждом купе есть удобные вешалки и крючки для одежды и багажа, и во всех отношениях там можно разместиться так же удобно, как и в каюте океанского парохода, и места там почти столько же. <…>

Одна из занятных особенностей именно нашего train de luxe заключалась в том, что первый и второй класс были абсолютно, до последних деталей одинаковыми. По количеству комнат, по оборудованию, по обивке и удобствам любого рода ни малейшего различия между тремя вагонами, составлявшими поезд, не было. В том время как по стоимости второй класс выигрывал почти сорок рублей. Исходя из этих фактов, можно было бы подумать, что второй класс переполнен, а первый пустует. Ничего похожего, по крайней мере, на этом поезде – я обнаружил, что все купе первого класса заняты, и смог купить билеты в одно из больших купе с четырьмя койками во втором классе за сумму ненамного большую, чем заплатил бы за две койки в первом. <…>

В каждом вагоне был свой проводник, который обычно мог изъясняться не только по-русски, но и по-немецки или по-французски, но те их образчики, с которыми нам пришлось столкнуться, были очень ленивы и нерасторопны, по сравнению с умелым и предупредительным «Джорджем», который обслуживает пассажиров «пульмана».

Наши проводники на train de luxe и не думали подметать или стирать пыль в купе и, похоже, считали, что их наказывают, когда их просили полностью заправить постель для дневной поездки, предпочитая оставлять кровати расправленными, чтобы вечером было меньше хлопот. Лентяи-проводники целыми днями валялись на своих местах в середине вагона, стараясь работать сколько возможно меньше, да и то – спустя рукава. Дважды в неделю менялось постельное белье. Завершали оснащение сибирского спального вагона просторные умывальни с единственным полотенцем на ролике для всех, кто не захватил своего.

 

* Фрэнсис Эдвард Кларк (1851–1927) – американский священнослужитель и путешественник, в 1900 г. проехал из Бостона в Лондон по неоткрытому и даже ещё недостроенному Транссибу.

** табльдот – название общего обеденного стола по общему меню в пансионах, в гостиницах, на курортах.

Фрэнсис Эдвард Кларк. Великая Сибирская железная дорога. Что я увидел во время поездки / London, 1904, переизд. Владивосток, 2016, с. 171–175

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 13 =