На какой станции железной дороги отрекся царь Николай II?

Непонятно, откуда пошло ошибочное убеждение, что Ники II отрекся на ст. Дно? Вот человек в комментах пишет мне, на полном серьёзе:
– Все важнейшие события произошли на станции “Дно”
Я переспрашиваю:
– Какие именно?
Ответ:
– Задержание царского поезда, арест императора, подписание отречения от престола.

То же самое: во время публикации записи в ФБ про псковский вокзал, меня бросилась поправлять пара “знатоков”, что это было типа в Дно. Это что, след какой-то беллетристики советского времени (ну там, Пикуль какой-нибудь) или что?

Станция Дно, 1914 г.

В реале, на ст. Дно поезд царя 1 марта 1917 г. имел лишь часовую остановку, ок. 15.00, где он получил телеграмму Родзянко с просьбой ожидать его там, но царь ему ответил, что встреча будет в Пскове. И поезд ушёл на Псков, куда и прибыл после 19.00.

Станция Псков, 1917 г.

Затем все ключевые события происходили именно на ст. Псков: уговоры царя, телеграфный опрос командующих фронтами, принятие решения, срочный приезд поезда из Питера с представителями ВК ГД и наконец, подписание документов об отречении (ближе к полуночи 1 марта). Все это коррелируется и с дневником императора, он есть на Милитере:

1 марта:
Ночью повернули с М. Вишеры назад, т. к. Любань и Тосно оказались занятыми восставшими. Поехали на Валдай, Дно и Псков, где остановился на ночь. Видел Рузского. Он, Данилов и Саввич обедали. Гатчина и Луга тоже оказались занятыми. Стыд и позор! Доехать до Царского не удалось. А мысли и чувства всё время там! Как бедной Аликс должно быть тягостно одной переживать все эти события! Помоги нам Господь!

2 марта:
Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т. к. с ним борется соц[иал]-дем[ократическая] партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2½ ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот[орыми] я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!

* * *
Затем, в ночь с 1 на 2 марта 1917, около часа ночи, поезд уже бывшего царя, но пока лично свободного гражданина, вышел обратно по той же ветке на Дно, где и повернул на Могилев беспрепятственно.
Так откуда растут ноги у “днищенской” версии, непонятно?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 1 =