“Ирония судьбы” с железнодорожного ракурса

На каждый Новый год, а точней, 31-го декабря, приходится снова и снова смотреть “Иронию Судьбы”.
Меня эта фильма с некоторых позиций давно уже весьма сильно раздражает – так бы и дал в глаз этому инфантилу Жене Лукашину, получившему на халяву квартиру от Советского государства и в свои 36 ещё живущему вместе со своей мамой. Точный образ советского интеллигента, не ценящего никакие блага вокруг, которые ему свалились с неба. Вот такие жени-лукашины потом бегали по митингам 1989-го года и истошно орали “свободу литве!”. А в 1992-м, перед этим всласть поорав и получив положенную порцию драйва после скучной советской стабильности 1970-х – начала 1980-х, оказались у разбитого корыта. Инфантилизм приводит к тому, что все окружающие блага – безопасность, квартиры, отсутствие всяких ипотек и кредитной кабалы, спокойствие, уверенность в будущем и прочее – воспринимаются как должное, как окружающий воздух. А ведь это совсем не так! Эти блага не просто так свалились с неба, а только упорным трудом предыдущих поколений советского народа и постепенно.

Очень обидно за Ипполита – да, он не креативен, зато надёжен и честен. Настоящий трудяга, организатор, явно управленец – и вот его на бабской почве перебивают какие-то невесть откуда взявшиеся инфантилы, научившиеся худо-бедно бренчать на гитарке. Лукашин охмурил одинокую бабу, а потом ведь ей с ним будет сложно – так как Женя ничего не сможет ни заработать, ни организовать. Будет висеть на шее у новой мамы-жены Нади, точно.

Ну да ладно. Смотреть приходится, поскольку домашние бьют меня моим же ретроградским аргументом – “нельзя традиции нарушать, все перед новогодней ночью обязаны просмотреть “иронию”. Потерпи раз в год и будь сегодня поближе к народу, а то ты целый год не смотрел Первый Канал…“. Посему, все эти страсти-мордасти внутри фильма я уже давно пропускаю, а смотрю фильм как небольшую, но интересную мини-энциклопедию советских реалий.

* * *
И вот в этот год я обратил повышенное внимание на железнодорожные составляющие фильма.
Особенно рельефно они смотрятся на фоне предновогодних терактов и нового ужесточения передвижений. В 1992-м ввели покупку билета по паспорту на фамилию (возникла спекуляция на популярных направлениях), потом чуть позже добавили в билет паспортные данные, а сейчас с декабря добавили ещё и место и дату рождения. А тогда всё было предельно просто – протянул денежку, и если есть места – получил безличный, неперсонализированный билет. Такая вот “несвободная” страна Советский Союз, ага. Помните, когда Надя едет на Московский вокзал и просит кассиршу: “дайте одно место в купе до москвы”? Не на себя, кстати. И ничего не надо, никакого паспорта.

…Потом залез в скриншоты фильма – и стало ещё интереснее. Оказывается, в раскрывайке-справке Московского вокзала перед Надей мелькают совершенно экзотические сейчас места – Цхалтубо, Ленинакан и прочие. Эти куски сети давно оторвались и стали недоступными, а тогда единая сеть СССР ещё включала их. Сейчас ж-д сеть сжалась и существенно уменьшилась.
Давайте посмотрим некоторые скриншоты из “Иронии”.

Вот станция Ленинакан в Армении, сейчас Гюмри. Изолирована от общей сети с лета 1992.

2. А вот грузинское Цхалтубо.

3. У Москвы можно посмотреть ассортимент поездов.

4. И даже время отправления их в 1976 г. Обратите внимание, что дублёр “Стрелы” – тройка (которая уходит на 4 минуты позже), дописана снизу дополнительно – недавно ввели. Кроме того, на справке Московского вокзала есть и поезд из Хельсинки, что весьма странно. Видимо, заходил и менял направление движения?

5. А вот Надя идёт… но уже не по кассовому залу Московского вокзала, а в Центральных предварительных кассах на Канале Грибоедова. Весьма стильный интерьер, в духе 1960-х, и немного перекликается со стаканами в “Пулково-1”.

6. А теперь процесс взятия билета.

7. Он предельно прост – протянул денежку и в обратку получил билет. Если есть места. И всё!

Авиационная составляющая в фильме гораздо больше, и её разбирать дольше.
А ещё интересно разобрать странную по маршруту пешую прогулку Нади по Ленинграду, после посещения вокзала – которая, по моим прикидкам, тянет часа на четыре 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь + два =