История Кругобайкалки
Краткая хронология строительства по участкам
- Иркутск – Байкал
Начало строительства – 1896 г.
Укладка рельсового пути – июль-октябрь 1898 г.
Первый поезд прошел – 21 октября 1898 г.
Принята в постоянную эксплуатацию – 1 июля 1900 г. - Байкал – Култук (ныне исторический участок)
Начало строительства – весна 1902 г.
Первый поезд прошел – 18 сентября 1904 г.
Принята в постоянную эксплуатацию – 16 октября 1905 г. - Култук – Танхой
Начало строительства – вторая половина 1901 г.
Первый поезд прошел – 1 апреля 1904 г.
Принята в постоянную эксплуатацию – октябрь 1905 г. - Танхой – Мысовая
Начало строительства – конец 1899 г.
Мысовая – Мишиха: первый поезд прошел – 21 апреля 1901 г.
Мишиха – Танхой: первый поезд прошел – апрель 1902 г.
Принята в постоянную эксплуатацию – лето 1903 г. - Паромная переправа через Байкал
На воду спущен “Байкал” – 17 июня 1899 г.
На воду спущена “Ангара” – 25 июля 1900 г.
Открытие регулярного сообщения – 24 апреля 1900 г.
* Все даты даны по старому стилю. Перевод в новый стиль: до 29 февраля 1900 г. +12 дней, с 29 февраля 1900 г. +13 дней. Основные источники данных – опубликованы в Справочнике.
** Участки дороги приведены по географическому следованию Транссиба, с запада на восток.
Сроки ледостава, работы паромной и гужевой переправы по годам
Как показала первая зима эксплуатации паромной железнодорожной переправы через Байкал, ледоколы оказались способны пробивать байкальский лед только в первые дни после ледостава. Поэтому, чтобы не прерывать сообщение зимой была сооружена гужевая переправа, обеспечивающая перевозку почты, пассажиров и грузов.
Год | Время ледостава | Время прекращения рейсов | Оттепель и восстановление рейсов | Гужевая переправа началась | Гужевая переправа окончилась |
1900-1901 | 16 (31) декабря | 31 декабря (13 января) |
18 апреля (1 мая) | 31 декабря (13 января) |
19 апреля (2 мая) |
1901-1902 | 20 декабря (2 января) |
4 (17) января | 16 (29) апреля | 2 (15) января | 18 апреля (1 мая) |
1902-1903 | 6 (19) декабря | 21 января (3 февраля) |
оттепель 18 апреля (1 мая), рейсы с 16 (29) апреля |
пассажиров с 20 января (2 февраля), грузов с 22 января (4 февраля) |
15 (28) апреля |
1903-1904 | 23 декабря (5 января) |
13 (26) января | пробный рейс 21 апреля (4 мая), правильные – с 23 апреля (6 мая), |
пассажиров с 12 (25) января, грузов с 13 (26) января |
грузов с 17 (30) апреля, пассажиров с 23 апреля (6 мая) |
Гужевая переправа начиналась, как правило, до прекращения рейсов ледоколов, и иногда возникали ситуации, когда мощный ледокол шел медленно, преодолевая льды, а недалеко от него проходил гужевой тракт и лошади легко обгоняли “Байкал”.
Источник: Байкальская паромная переправа: К 100-летию строительства и эксплуатации / Под общ. ред. В. Г. Третьякова. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2000. – с.с. 130-163.
- 30 июня 1956 года
По Кругобайкалке прошел последний поезд транзитом. Ночью с 30 июня на 1 июля 1956 г. движение поездов на месте строящейся Иркутской ГЭС по приказу начальника строительства Бочкина было прекращено, а 11 июля были разобраны пути. - Осень 1962 года
После мощного селя на Кругобайкалке разобраны вторые пути, а также демонтированы станции Уланово и Шарыжалгай. - Лето 1988 года
Замена путей на Кругобайкалке – до этого рельсы лежали, в основном, на месте пути, бывшего ближе к Байкалу, тогда же в тоннелях и в ряде других мест их переложили посередине.
- Ледокол “Байкал”
Чертежи ледокола “Байкал” присланы Джо Кэфри, Англия, взяты из Музея Науки, Ньюкасл.
Ниже идут перекрёстные ссылки на другие разделы:
Исторические статьи
Отрывок. Кругобайкальская железная дорога. Описание.
Описание дороги для пассажиров, путешествующих по тогдашнему Транссибу. Приведена также таблица станций с километражем в верстах.
Источник – Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге, 1908-1909 г.
Н. А. Александров. Кругобайкальская железная дорога. Исторический очерк.
Эта статья, опубликованная в юбилейном номере журнала “Железнодорожный Транспорт”, посвященном 100-летию Транссибирской магистрали, по нашему мнению, наиболее полно и последовательно раскрывает предысторию и историю строительства уникальной дороги, приводя множество имен, фактов, дат. Имеются некоторые расхождения с данными по длине участков Кругобайкальской дороги, опубликованными в нашем Справочнике на основании километровых знаков на местности, и приведенными в статье.
Источник – “Железнодорожный Транспорт”, номер 5, 1991 г.
Автор не указан. Выбор пути и строительство дороги
История изысканий, выбора маршрута Кругобайкальской дороги и ее строительства. Приведены новые факты и даты. (Статья приведена с извлечениями, поскольку была написана с идеологическим налетом социалистического времени). Примерное время опубликования – 1985-87 гг.
Книга “Кругобайкальская железная дорога”, составитель О.В.Маркевич. Иркутск.
А. Хобта. Что нам стоит Кругобайкальскую железную дорогу построить?
Описание сложностей, сопровождавших сооружение Кругобайкалки.
А. Хобта. О чем молчат тоннели?
Краткий очерк о тоннелях и очень подробное описание самых-самых тоннелей: длинного, дорогого, сложного.
Мушкетов И. В.. Наивыгоднейшее направление Кругобайкальской железной дороги с геологической точки зрения
Статья известного геолога начала века о том, почему было принято решение строить дорогу берегом Байкала а не по Иркуту.
Книга “Геологическiя изслъедованiя вдоль линiи Кругобайкальской желъезной дороги, произведенныя подъ общим руководствомъ профессора И. В. Мушкетова”, Санкт-Петербург, Типография М. Стасюлевича, 1904 г.
Воспоминания
А. Н. Климентов. Дорога длиною в век.
Воспоминания сына подрядчика Вильгельма Иосифовича Лишко, жившего в Танхое во время строительства Кругобайкальской железной дороги.
Источник – Наука и жизнь.-1996.-№2.-С.42-53.
Этот раздел непременно будет развиваться и пополняться. К сожалению, источники, доступные нам, не дают полной картины, а данные, содержащиеся в них – довольно часто противоречат друг другу. На этапе подготовки раздела мы столкнулись с двумя видами несоответствий – в датах и в расстояниях. Поэтому данные по расстояниям приводятся по фактическим километровым знакам на местности или по верстам, переведенным в километры, из наиболее надежных, на наш взгляд, источников. Если Вы можете нас поправить, уточнить данные или дополнить их – мы обязательно их рассмотрим и внесем (не забудьте только указать точный источник!).
В будущем планируется в рамках проекта подготовить достаточно полную хронологию дороги, как только в нашем распоряжении будет больше источников данных. Также приглашаем авторов сотрудничать с нами – мы с удовольствием опубликуем Ваши статьи по теме сайта.