История Кругобайкалки

Краткая хронология строительства по участкам

  • Иркутск – Байкал
    Начало строительства – 1896 г.
    Укладка рельсового пути – июль-октябрь 1898 г.
    Первый поезд прошел – 21 октября 1898 г.
    Принята в постоянную эксплуатацию – 1 июля 1900 г.
  • Байкал – Култук (ныне исторический участок)
    Начало строительства – весна 1902 г.
    Первый поезд прошел – 18 сентября 1904 г.
    Принята в постоянную эксплуатацию – 16 октября 1905 г.
  • Култук – Танхой
    Начало строительства – вторая половина 1901 г.
    Первый поезд прошел – 1 апреля 1904 г.
    Принята в постоянную эксплуатацию – октябрь 1905 г.
  • Танхой – Мысовая
    Начало строительства – конец 1899 г.
    Мысовая – Мишиха: первый поезд прошел – 21 апреля 1901 г.
    Мишиха – Танхой: первый поезд прошел – апрель 1902 г.
    Принята в постоянную эксплуатацию – лето 1903 г.
  • Паромная переправа через Байкал
    На воду спущен “Байкал” – 17 июня 1899 г.
    На воду спущена “Ангара” – 25 июля 1900 г.
    Открытие регулярного сообщения – 24 апреля 1900 г.

* Все даты даны по старому стилю. Перевод в новый стиль: до 29 февраля 1900 г. +12 дней, с 29 февраля 1900 г. +13 дней. Основные источники данных – опубликованы в Справочнике.
** Участки дороги приведены по географическому следованию Транссиба, с запада на восток.

Сроки ледостава, работы паромной и гужевой переправы по годам

Как показала первая зима эксплуатации паромной железнодорожной переправы через Байкал, ледоколы оказались способны пробивать байкальский лед только в первые дни после ледостава. Поэтому, чтобы не прерывать сообщение зимой была сооружена гужевая переправа, обеспечивающая перевозку почты, пассажиров и грузов.

Год Время ледостава Время прекращения рейсов Оттепель и восстановление рейсов Гужевая переправа началась Гужевая переправа окончилась
1900-1901 16 (31) декабря 31 декабря
(13 января)
18 апреля (1 мая) 31 декабря
(13 января)
19 апреля (2 мая)
1901-1902 20 декабря
(2 января)
4 (17) января 16 (29) апреля 2 (15) января 18 апреля (1 мая)
1902-1903 6 (19) декабря 21 января
(3 февраля)
оттепель 18 апреля
(1 мая), рейсы с
16 (29) апреля
пассажиров с
20 января (2 февраля),
грузов с 22 января
(4 февраля)
15 (28) апреля
1903-1904 23 декабря
(5 января)
13 (26) января пробный рейс
21 апреля (4 мая),
правильные – с
23 апреля (6 мая),
пассажиров с
12 (25) января,
грузов с 13 (26) января
грузов с
17 (30) апреля,
пассажиров с
23 апреля (6 мая)

Гужевая переправа начиналась, как правило, до прекращения рейсов ледоколов, и иногда возникали ситуации, когда мощный ледокол шел медленно, преодолевая льды, а недалеко от него проходил гужевой тракт и лошади легко обгоняли “Байкал”.
Источник: Байкальская паромная переправа: К 100-летию строительства и эксплуатации / Под общ. ред. В. Г. Третьякова. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2000. – с.с. 130-163.

Избранные даты в жизни дороги

  • 30 июня 1956 года
    По Кругобайкалке прошел последний поезд транзитом. Ночью с 30 июня на 1 июля 1956 г. движение поездов на месте строящейся Иркутской ГЭС по приказу начальника строительства Бочкина было прекращено, а 11 июля были разобраны пути.
  • Осень 1962 года
    После мощного селя на Кругобайкалке разобраны вторые пути, а также демонтированы станции Уланово и Шарыжалгай.
  • Лето 1988 года
    Замена путей на Кругобайкалке – до этого рельсы лежали, в основном, на месте пути, бывшего ближе к Байкалу, тогда же в тоннелях и в ряде других мест их переложили посередине.

Чертежи

  • Ледокол “Байкал”

Общий вид ледокола
Ледокол в разрезе
Чертежи ледокола “Байкал” присланы Джо Кэфри, Англия, взяты из Музея Науки, Ньюкасл.

Ниже идут перекрёстные ссылки на другие разделы:

Исторические статьи

Отрывок. Кругобайкальская железная дорога. Описание.
Описание дороги для пассажиров, путешествующих по тогдашнему Транссибу. Приведена также таблица станций с километражем в верстах.
Источник – Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге, 1908-1909 г.

Н. А. Александров. Кругобайкальская железная дорога. Исторический очерк.
Эта статья, опубликованная в юбилейном номере журнала “Железнодорожный Транспорт”, посвященном 100-летию Транссибирской магистрали, по нашему мнению, наиболее полно и последовательно раскрывает предысторию и историю строительства уникальной дороги, приводя множество имен, фактов, дат. Имеются некоторые расхождения с данными по длине участков Кругобайкальской дороги, опубликованными в нашем Справочнике на основании километровых знаков на местности, и приведенными в статье.
Источник – “Железнодорожный Транспорт”, номер 5, 1991 г.

Автор не указан. Выбор пути и строительство дороги
История изысканий, выбора маршрута Кругобайкальской дороги и ее строительства. Приведены новые факты и даты. (Статья приведена с извлечениями, поскольку была написана с идеологическим налетом социалистического времени). Примерное время опубликования – 1985-87 гг.
Книга “Кругобайкальская железная дорога”, составитель О.В.Маркевич. Иркутск.

А. Хобта. Что нам стоит Кругобайкальскую железную дорогу построить?
Описание сложностей, сопровождавших сооружение Кругобайкалки.

А. Хобта. О чем молчат тоннели?
Краткий очерк о тоннелях и очень подробное описание самых-самых тоннелей: длинного, дорогого, сложного.

Мушкетов И. В.. Наивыгоднейшее направление Кругобайкальской железной дороги с геологической точки зрения
Статья известного геолога начала века о том, почему было принято решение строить дорогу берегом Байкала а не по Иркуту.
Книга “Геологическiя изслъедованiя вдоль линiи Кругобайкальской желъезной дороги, произведенныя подъ общим руководствомъ профессора И. В. Мушкетова”, Санкт-Петербург, Типография М. Стасюлевича, 1904 г.

Воспоминания

А. Н. Климентов. Дорога длиною в век.
Воспоминания сына подрядчика Вильгельма Иосифовича Лишко, жившего в Танхое во время строительства Кругобайкальской железной дороги.
Источник – Наука и жизнь.-1996.-№2.-С.42-53.

Немного об этом разделе

Этот раздел непременно будет развиваться и пополняться. К сожалению, источники, доступные нам, не дают полной картины, а данные, содержащиеся в них – довольно часто противоречат друг другу. На этапе подготовки раздела мы столкнулись с двумя видами несоответствий – в датах и в расстояниях. Поэтому данные по расстояниям приводятся по фактическим километровым знакам на местности или по верстам, переведенным в километры, из наиболее надежных, на наш взгляд, источников. Если Вы можете нас поправить, уточнить данные или дополнить их – мы обязательно их рассмотрим и внесем (не забудьте только указать точный источник!).
В будущем планируется в рамках проекта подготовить достаточно полную хронологию дороги, как только в нашем распоряжении будет больше источников данных. Также приглашаем авторов сотрудничать с нами – мы с удовольствием опубликуем Ваши статьи по теме сайта.