На перегоне между станциями пани проводница зашла к нам в купе…

Любопытный отчёт очередных путешествующих поляков с Транссиба.
Немного пафосный текст, написанный весьма высоким штилем (во всяком случае, выше среднего описательного штиля), но тоже представляющий интерес для ознакомления. Эти ребята ехали с Улан-Удэ на Москву поездом, с остановками. Т.е. с востока на запад.
Далее – их текст.


…Одновременно красивая и страшная. Она притягивает своей магией… и все складывается так, что поневоле чувствуешь к ней уважение. Больше 100 лет она является транспортным хребтом России. Что еще? Человек по-другому тут начинает чувствовать время. И уже не так важно – ни сколько километров от Москвы, ни который сейчас час. Есть только дорога, по которой мчишься. Такое в двух словах впечатление о Транссибирской магистрали. […]

Самое важное время – московское

С уверенностью можно сказать что сейчас Транссиб выглядит иначе, чем раньше – меняется внешнее окружение, которое отражает дорога. Элемент, который не меняется, один – московское время. Это время сопровождает всех, кто едет по этой дороге. Московское время присутствует на всех вокзальных часах. Надо признать, что многодневное путешествие стирает в человеке чувство времени. Поезд меняет много часовых поясов – что еще больше сбивает с толку. И тут именно московское время выполняет роль “солнца” – оно определяет пору дня или ночи. Не единожды во время нашего сибирского путешествия московское время нам помогало – для определения времени прибытия на ближайшую станцию.

Наше рельсовое путешествие по Транссибу мы начали в Улан-Удэ, в городе расположенном за восточной границей Байкала. От Улан-Удэ до Москвы 5609 км. Если ехать отсюда непосредственно в столицу России, то согласно расписанию это бы заняло 3 дня 12 часов и 20 минут. Мы, однако же, решили делать длительные остановки на нашем пути – с целью познакомится с городами, через которые проходит Транссиб.
[…]

Монумент гордости

За термином “Транссиб” скрывается сеть железнодорожных путей длиной более 9200 километров, сотни поездов, которые каждый день преодолевают эти космические расстояния. На линии – не только пассажирское сообщение, но и активное грузовое. Железная дорога изменила понятие транспорта в России, позволила освоить холодную Сибирь. При дороге появились новые города и села. Так что нет ничего странного в том, что значение Транссиба для развития России грандиозное. Поэтому каждый вокзал, который построен на трассе – показатель этого престижа. Не было города, в котором вокзал не поражал бы своими размерами и размахом. Почти все – дворцы, расположенные на широких полутораметровых перронах.

Поезда в России ходят очень пунктуально, можно сверять по ним часы.
[…]

Надо заметить также, что на дороге существует приоритет: чем меньше номер поезда – тем быстрее он едет, потому что не должен пропускать другие составы. В Улан-Удэ у поезда плановая 30-минутная стоянка, которая необходима чтобы пополнить запасы воды. Наш поезд ехал с Читы, большого промышленного центра, который находится за 600 километров от Улан-Удэ, поезд уже прошёл ночной 10-часовой перегон.

Посадку в каждый вагон, которых в составе около 15-20, проводит проводница – она своего рода руководитель вагона – поэтому важно установить с ней хороший контакт. В принципе она может кардинально испортить путешествие, поэтому лучше для начала купить у нее хоть стакан чая (ПРАВИЛО ПЕРВОГО ЧАЯ), своего рода её небольшой заработок.

Для начала мы купили самые дешевые билеты – плацкарт. Типа третьего класса, которым местные жители путешествуют больше всего, по одной прозаичной причине- он самый дешевый. Много людей везут большие базарные сумки, забитые вещами для продажи. Такое количество багажа они бы самолетом не смогли перевести, где существует лимит на багаж. Для таких людей (торговцев) железная дорога – единственное решение.

Время на путешествие

Перед посадкой в вагон проводник сверяет данные в билете с паспортными данными, и вот мы в вагоне. Вагон не сильно отличается от польского TLK (Twoje Linie Kolejowe – польский перевозчик ниже классом чем ICE, стандартный вагон с 6 или 8 мест сидячих в купе). Перед заходом в основную, пассажирскую часть вагона проходим мимо “сердца вагона” – самовара с кипятком. Это – один из главных атрибутов вагона! Напротив самовара всегда расположено купе проводника.

Чем характеризуется третий класс? Планировкой вагона: это одно общее пространство. Кроме стандартного расположения 4 полок возле одной стены, в плацкарте также две полки под другим окном. Таким образом задействовано все свободное пространство. Нижняя полка разборная – и если надоело лежать, можно сделать из нее два сиденья и столик.

Так как на определенное время вагон заменяет дом пассажиру, за много лет появился своего рода этикет дорожной одежды. Пассажиры при посадке одеты в повседневные вещи, а в вагоне переодеваются в дорожную одежду, важным элементом которой являются тапочки. Они очень нужны для походов в туалет (особенно когда на полу накопилось много воды), или для прохода по вагону. Часто по вагону разносится запах китайского супа (лапши), здесь почти везде можно купить эту восточную снедь. Продают ее и на перронах, и в киосках; бывает и так, что какая-то бабушка пройдет по вагонам, с надеждой что кто-нибудь купит у неё еду.

Желанный перерыв в дороге

Когда находишься пару дней в третьем классе, вспоминается сериал Gęsia Skórka (канадский сериал «Мурашки-Гусиная кожа»). За стеной слышно пожилого человека, который храпит на весь вагон; с другой стороны дети, которые бегают по проходу. Первая мысль: европейские дети – не такие спокойные и тихие. Тишину нарушает проводница, которая приносит каждому комплект свежей постели и полотенце. Потом надо себе застелить постель, чтоб было где спать и на чем спать. Без постели не так уютно. Трудно себе представить путешествие в пару дней без этого комфорта. Со всех сторон на тебя смотрят твои попутчики, следя за каждым твоим движением. Поначалу русские не очень приветливы и не сильно разговорчивы.

Путешествие с Улан-Удэ до Иркутска недолгое. За 8 часов мы преодолели это расстояние. Эта часть Транссиба красивая, благодаря близости Байкала. Расстояние от края озера до другого края даже больше, чем длина Польши. Поезд медленно идет вдоль юго-восточной части, иногда до воды пару метров, и везде видно только водную гладь.

Другие части нашего путешествия были длиннее. Самый большой кусок маршрута мы преодолели за 35 часов. Это что-то невообразимое! – даже на фоне наших польских путешествий, во время которых мы посетили практически все уголки нашей страны. Однако поездка идет довольно быстро.

Важный элемент маршрута – остановки на станциях. Остановками пользуются все, выходят из вагонов, включая проводников. Стоянки как правило длинные, бывают и больше 40 минут. В это время на станции расцветает торговля, местные жители и бабушки продают все что возможно: можно купить супы, готовые блюда на пластиковых тарелках, и даже сушенную рыбу – которую продают бабушки. Хотя большинство пассажиров выходит просто размять ноги. Во время стоянки мы обычно осматривали вокзал, еще некоторые идут в вокзальный туалет.

Расстройство желудка? Не в санитарной зоне!

Вагонный туалет – интересная тема на Транссибе. Вагоны с биотуалетами пока редкость, и они в основном в столичных поездах, поэтому всегда надо учитывать фактор санитарных зон. Обычно за 20 минут до захода поезда в городскую черту, или в зону стыковой станции и минут 20 после выезда с этой зоны, туалет закрывают проводники на ключ. Список всех санитарных зон висит на дверях туалета, который ничем в принципе не отличается от хорошо знакомых нам туалетов в польских поездах. В кране не течет теплая вода (ее можно найти в самоваре). Чтоб никому не пришло в голову зря расходовать воду с крана, там смонтировано специальное устройство, которое для пассажира очень не удобное. Чтоб с крана потекла вода, одной рукой надо нажимать снизу крана на специальный штырь, чтоб пошла вода. Он (штырь) освобождает определенный объем воды. Очень неудобно, так как практически только одна рука свободная.

Торговля – важная часть жизни россиян. На перегоне между станциями пани проводница зашла к нам в купе. Ее дружелюбный характер не позволил нам прервать ее рассказ про интересные вещи, которые она продает. Ей удалось даже нам продать пару сувениров с логотипом РЖД. Во время разговора мы узнали, что работа на РЖД не относится к самым приятным. Пани проводница по окончании очередного рейса имеет три дня отдыха в конечной точке маршрута, потом очередной рейс до места, откуда выехала изначально. Работа не только тяжелая, но и не сильно хорошо оплачиваемая, рассказала нам наша проводница. Как оказалось, нехватка персонала – проблема не только PKP (Польских железных дорог), РЖД также сталкивается с этой проблемой.

Отражение могущества России

Путешествие по Транссибу несколько напоминает наши путешествия по Польше – с одной только разницей, в России все происходит на очень больших расстояниях. С каждым километром, что приближал нас к Москве, сибирская тайга менялась на березовый лес. Однако, когда едешь транссибирским поездом и видишь в окно эти бескрайние просторы, делаешь вывод, что путешествие поездом для русского – это не только обычная поездка. Никто тут не жалуется на судьбу – может быть, из-за уважения к Дороге, потому что за названием “Транссиб” скрывается могущество России, этой самой большой страны мира с самой длинной железной дорогой.

* * *
Автор текста (и, видимо, фото) – Martyn Janduła

(Перевод отчёта для блога periskop выполнил Максим Березняк)