Главная История Этапы строительства Великого Сибирского пути

Этапы строительства Великого Сибирского пути

С 1891 года по 1916 год Карта участков Великого Сибирского Пути

Здесь последовательно приведены этапы сооружения Великого Сибирского Пути, отсортированные по дате окончания работ и пуска линий в постоянную эксплуатацию. Вы можете увидеть, как великая рельсовая дорога к Тихому океану приобретала зримые очертания. Естественно, что в данной сводной таблице сроки пуска линий приведены укрупненно, без разбивки их на более мелкие участки: многие линии сдавались в эксплуатацию частями по мере окончания работ на отдельных участках – например Средне-Сибирская или Уссурийская. Кроме того, здесь не приведены некоторые более мелкие ветви, например Тайга – Томск, или участки, относимые современниками к составным частям Великого Сибирского Пути, но не имеющие решающего значения в формировании трансконтинентальной магистрали (Пермь – Котлас, Екатеринбург – Пермь через Кунгур, Тюмень – Омск и некоторые другие). Надо также отметить, что даты во многих источниках расходятся, поэтому при их определении в случае противоречий за приоритет брались данные из дореволюционных Путеводителей по Великому Сибирскому Пути.

* Все даты приведены в старом и новом (в скобках) стиле, названия станций даны на момент постройки.

Исторические расписания

Последовательность сооружения Великого Сибирского Пути:
Место закладки Транссиба 19 мая (31 мая по н.ст.) 1891 года в 10 часов утра в районе Куперовской Пади города Владивостока был проведена церемония торжественной закладки дороги и совершен молебен по этому случаю, с участием наследника престола Российской империи цесаревича Николая Александровича (будущий император Николай II).
Вокзал Челябинска Линия Миасс – Челябинск. 97 верст (103 км). Маршрут: Миасс – Челябинск. Начало работ – 20 февраля (4 марта) 1891 г. Открытие рабочего движения – 1892 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – сентябрь 1892 г.
Начальник строительства: Михайловский К.Я.
Вокзал Каинска (ныне Барабинска) Западно-Сибирская линия. 1328 верст (1417 км). [Карта] Маршрут: ЧелябинскКурган – Петропавловск – Омскрека Обь. Начало работ – 7 (19) июля 1892 г. Открытие рабочего движения – 15 (27) октября 1895 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения –1 (13) октября 1896 г.
Начальник строительства: Михайловский К.Я.
Вокзал Екатеринбурга Уральская соединительная ветвь. 225 верст (240 км). [Карта] Маршрут: ЕкатеринбургЧелябинск. Начало работ – лето 1894 г. Открытие рабочего движения – 1 (13) декабря 1895 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 10 (22) ноября 1896 г.
Начальник строительства: Михайловский К.Я.
Первый вокзал Владивостока Уссурийская линия. 717 верст (765 км). [Карта] Маршрут: Владивосток – Никольск-Уссурийский – Графская – Хабаровск. Начало работ – апрель 1891 г. Открытие рабочего движения – 15 (27) октября 1897 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 1 (13) ноября 1897 г.
Начальники строительства: Урсати А.И., с 1892 – Вяземский О.П.
Вокзал Иркутска Средне-Сибирская линия. 1715 верст (1830 км). [Карта] Маршрут: река ОбьАчинскКрасноярск – Зима – Иркутск. Начало работ – май 1893 г. Открытие рабочего движения – 16 (28) августа 1898 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 1 (13) января 1899 г.
Начальник строительства: Меженинов Н.П.
Порт Байкал Байкальская ветвь. 64 версты (68 км). Маршрут: ИркутскБайкал. Начало работ – 1 (13) сентября 1896 г. Открытие рабочего движения – 21 октября (2 ноября) 1898 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 1 (13) января 1900 г.
Начальник строительства: Меженинов Н.П.
Восточный подход к КВЖД. 110 верст (117 км). [Карта] Маршрут: Никольск-Уссурийский – Пограничная. Начало работ – 1897 г. Открытие рабочего движения – 1 (13) января 1899 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 1 (13) января 1900 г.
Начальник строительства: ?
Паром-ледокол "Байкал" Паромная железнодорожная переправа. Маршрут: Байкал – Мысовая, с 1903 до Танхоя. Начало строительства парома-ледокола “Байкал” – 1895 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 24 апреля (7 мая) 1900 г.
Станция Урульга Забайкальская линия. 1036 верст (1105 км). [Карта] Маршрут: Мысовая – ВерхнеудинскЧита – Сретенск. Начало работ – 11 (23) апреля 1895 г. Открытие рабочего движения – 6 (18) января 1900 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 1 (14) июля 1900 г.
Начальник строительства: Пушечников А.Н.
Китайский разъезд Западный подход к КВЖД. 324 версты (346 км). [Карта] Маршрут: Китайский Разъезд – Маньчжурия. Начало работ – 1897 г. Открытие рабочего движения – 10 (23) февраля 1901 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 12 (25) октября 1901 г.
Начальник строительства: Адрианов Г.В.
Вокзал Харбина Китайско-Восточная и Южно-Маньчжурская линии. 2377 верст (2536 км). [Карта КВЖД]
[Карта ЮМЖД] Маршрут: Маньчжурия – Харбин – Пограничный; Харбин – Чанчунь – Порт-Артур. Начало работ – 28 августа (9 сентября) 1897 г. Открытие рабочего движения – 21 октября (3 ноября) 1901 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 1 (14) июля 1903 г.
Начальник строительства: Югович А.И.
Вокзал Слюдянки Кругобайкальская линия. 244 версты (260 км). Маршрут: БайкалСлюдянка – Мысовая.
Начало работ – конец 1899 г. Открытие рабочего движения – 18 сентября (1 октября) 1904 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 16 (29) октября 1905 г.
Начальник строительства: Савримович Б.У.
Строительство Амурской линии Амурская линия с ветвями. 2096 верст (2236 км). Маршрут: Куэнга – Зилово – Алексеевск –река Амур; Бочкарево – Благовещенск; Рейново – Рухлово; ветвь на Кивду. Начало работ –  1907 г. Начало регулярного сообщения до реки Амур – 10 (23) марта 1915 г.
Начальники строительства очередей, с запада на восток: Зеест Б.В, Подруцкий Е.Ю., Трегубов В.В., Ливеровский А.В.
Амурский мост Сооружение Амурского моста. Менее 3 верст (около 3 км). Начало строительства – 12 (25) августа 1913 г. Сдача в эксплуатацию и начало сквозного регулярного сообщения от Санкт-Петербурга до Владивостока по территории России – 5 (18) октября 1916 г.
Начальник строительства: Ливеровский А.В.