Западная Сибирь
В разделе – 14 + 5 городов и 11 поселков.
Здесь собраны сведения о городах, расположенных на Транссибе в регионе Западной Сибири – от Называевска на западе Омской области и до восточной границы Кузбасса.
Все районные центры (не города) и крупные станции, не являющиеся райцентрами, также включены в этот раздел. В случае богатого исторического прошлого или большого количества достопримечательностей конкретного города выделена отдельная справка.
Города в разделе отсортированы строго по их расположению вдоль Транссибирской магистрали, с запада на восток от Москвы.
Населенные пункты: г. Называевск, пгт. Любинский,г. Омск, пгт. Кормиловка,г. Калачинск, г. Татарск,пгт. Чаны, г. Барабинск, с. Убинское, г. Каргат, г. Чулым, пгт. Коченево, г. Обь, г. Новосибирск, пгт. Мошково, пгт. Станционно-Ояшинский, г. Болотное, г. Юрга, пгт. Яшкино, г. Тайга, г. Анжеро-Судженск, пгт. Яя, пгт. Ижморский, г. Мариинск, пгт. Тяжинский.
* Ветка Юрга – Новокузнецк – Таштагол: г. Топки.
* Ветка Топки – Кемерово – Анжерская: г. Кемерово, г. Берёзовский.
* Ветка Тайга – Томск – Белый Яр: г. Томск, г. Асино.
г. Называевск, Омская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Называевский район). Основан: в 1911, посёлок городского типа с 1947, статус города с 1956. Координаты: 55-34 с.ш., 71-21 в.д. Расположен на Ишимской равнине. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 68 кв. км. Население: 16,4 тыс. (1959); 14,4 тыс. (1989); 13,9 тыс. (1998); 12,6 тыс. (2006). Переименования: Называевская (1911-1933), Называевка (1933-1939), Ново-Называевка (1939-1956). |
||||
2562 км Транссиба: станция Называевская, северная сторона (с 1913). Западно-Сибирская ж-д. Стыковая станция Западно-Сибирской и Свердловской ж.д. Электрифицирована в 1956, пост. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Маслодельный завод, мясной |
||||
История: Возник в 1911 как пристанционный посёлок (Сибирский посад) в связи со строительством железной дороги Тюмень – Омск. Разъезд, а затем ж.д. станция Называевская. |
пос. Любинский, Омская обл. |
|||
Поселок городского типа (1947), райцентр (Любинский район). Поясное время: +3 от московского. |
|||
2658 км Транссиба: станция Любинская, северная сторона (с 1913). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1956, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство, молочноконсервный завод. |
|||
г. Омск | ||||
Центр Омской области РФ и Омского района. Основан: в 1716, статус города с 1782. 5 городских районов, подчиненные поселки: Береговой, Входной, Крутая Горка. Координаты: 54-58 с.ш., 73-15 в.д. Расположен на Западно-Сибирской низменности при впадении р. Омь в Иртыш. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 572 кв. км. Население: 288,9 тыс. (1939); 581,1 тыс. (1959); 1148,1 тыс. (1989); 1157,6 тыс. (1998); 1138,8 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -19, апрель +1, июль +19, октябрь +1 |
||||
2711 км Транссиба: вокзал Омск-Пассажирский, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1953, пост. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Пассажирские станции в черте города: Карбышево-1, Московка, Входная. Узел железных дорог (4 направления – на Тюмень, Новосибирск, Петропавловск, Карасук). Трамвай, троллейбус. Строится метро. Порт на р. Иртыш. Карта транспортного узла Экономика: Омск – крупный промышленный Культура и музеи: Театры: Архитектура и достопримечательности: Никольский |
||||
История: Основан в 1716 как пограничная крепость для защиты от набегов кочевников и как опорный пункт для дальнейшего освоения русскими Сибири. В 1760-х гг. на правом берегу Оми и Иртыша построена новая крепость, ставшая административным центром всех сибирских пограничных линий. Город Омск с 1782, окружной центр Тобольского наместничества (до 1797) и Тобольской губернии (1804-22, 1839-68), центр Омской (1822-39) и Акмолинской областей (1868-1918), административный центр Сибирского линейного казачьего войска (1808-1917), Западно-Сибирского (1824-82) и Степного (1882-1917) генерал-губернаторств. С конца 18 в. пристань на Иртыше. В 1894-95 прошла железная дорога от Челябинска, через Иртыш был построен железнодорожный мост. В 1913 построена железная дорога от Тюмени. Начали работать Главные железнодорожные мастерские и другие фабрично-заводские заведения, создавались отделения российских и иностранных банков. В 1941, во время Великой Отечественной войны, в Омск эвакуированы военные заводы, что дополнительно послужило развитию промышленности. |
пос. Кормиловка, Омская обл. |
|||
Поселок городского типа (1960), райцентр (Кормиловский район). Находится на р. Омь. Поясное время: +3 от московского. |
|||
2758 км Транссиба: станция Кормиловка, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1955, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
г. Калачинск, Омская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Калачинский район). Основан: в 1795, статус города с 1952. Координаты: 55-03 с.ш., 74-35 в.д. Расположен на левом берегу р. Омь Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 24 кв. км. Население: 19 тыс. (1959); 25 тыс. (1989); 26 тыс. (1998); 23,7 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
2789 км Транссиба: станция Калачинская, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1955, пост. ток. Экономика: Заводы: механический |
||||
История: Известен с 1795. С 1830 село, заселялось переселенцами из европейских губерний России. В 1838 близ Калачинска был проложен Сибирский тракт. |
г. Татарск, Новосибирская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Татарский район). Основан: в 1911, статус города с 1925. Координаты: 55-13 с.ш., 75-59 в.д. Расположен в западной части Барабинской низменности. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 80 кв. км. Население: 9,2 тыс. (1926); 30,8 тыс. (1959); 30,3 тыс. (1989); 30,3 тыс. (1998); 26,3 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -20, апрель 0, июль +18, октябрь +1 |
||||
2879 км Транссиба: станция Татарская, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1955, пост. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Омск, Новосибирск, Карасук). Экономика: В Татарске: предприятия |
||||
История: Образован в 1911 в результате объединения посёлков Старая Татарка и Станционный. |
||||
пос. Чаны, Новосибирская обл. |
|||
Поселок городского типа (1947), райцентр (Чановский район). Поясное время: +3 от московского. |
|||
2931 км Транссиба: станция Чаны, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1954, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство, пищевая промышленность. |
|||
г. Барабинск, Новосибирская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Барабинский район). Основан: в 1893, статус города с 1917. Координаты: 55-23 с.ш., 78-24 в.д. Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, на Барабинской низменности, на р. Омь. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 70 кв. км. Население: 9,8 тыс. (1926); 39,8 тыс. (1959); 36,5 тыс. (1989); 36,5 тыс. (1998); 31,2 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -20, апрель 0, июль +18, октябрь +1 |
||||
3035 км Транссиба: станция Барабинск, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1953, пост. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: АО “Антарес”, |
||||
История: Возник в 1893 как пристанционный посёлок в связи со строительством Транссибирской ж.д. магистрали. |
||||
село Убинское, Новосибирская обл. |
|||
Село, райцентр (Убинский район). Поясное время: +3 от московского. |
|||
3118 км Транссиба: станция Убинская, южная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1953, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
г. Каргат, Новосибирская обл. |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Каргатский район). Основан: в середине XVIII в., статус города с 1965. Координаты: 55-13 с.ш., 80-22 в.д. Расположен на Барабинской низменности, на р. Каргат (правый приток Чулыма, бассейн озера Чаны). Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 70 кв. км. Население: 12,7 тыс. (1959); 12,5 тыс. (1989); 12,7 тыс. (1998); 10,9 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
3159 км Транссиба: станция Каргат, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1953, пост. ток. Экономика: Сыродельный и мясной |
||||
История: Основан в 18 в. как Каргатский форпост. |
||||
г. Чулым, Новосибирская обл. |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Чулымский район). Основан: в 1762, посёлок городского типа с 1937, статус города с 1947. Координаты: 55-11 с.ш., 80-58 в.д. Расположен в восточной части Барабинской низменности, на р. Чулым (бассейн озера Чаны). Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 20 кв. км. Население: 18,2 тыс. (1959); 13,7 тыс. (1989); 13,8 тыс. (1998); 12,1 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
3205 км Транссиба: станция Чулымская, южная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1951, пост. ток. Экономика: Предприятия |
||||
История: Основан в 1762 как село Чулымское при строительстве Сибирского тракта. |
||||
пос. Коченёво, Новосибирская обл. |
|||
Поселок городского типа (1960), райцентр (Коченевский район). Поясное время: +3 от московского. |
|||
3286 км Транссиба: станция Коченёво, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1951, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство, пищевая промышленность. |
|||
г. Обь, Новосибирская обл. |
||||
Город областного подчинения. Основан: ?, поселок городского типа с 1947, статус города с 1969. Координаты: 55-01 с.ш., 82-41 в.д. Расположен на востоке Барабинской низменности. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 22 кв. км. Население: 14,9 тыс. (1959); 25 тыс. (1989); 26,2 тыс. (1998); 24,9 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
3319 км Транссиба: станция Обь, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1951, пост. ток. Неподалеку – аэропорт Толмачево. Экономика: Завод |
||||
г. Новосибирск |
||||
Центр Новосибирской области РФ и Новосибирского района. Основан: в 1893, статус города с 1903. 10 городских районов. Координаты: 54-57 с.ш., 83-06 в.д. Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, на берегах Оби. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 477 кв. км. Население: 404 тыс. (1939); 885 тыс. (1959); 1312,4 тыс. (1989); 1402,1 тыс. (1999); 1397 тыс. (2006). Переименования: Новая Деревня (1893-1894), Александровский (1894-1895), Новониколаевский (1895-1903), Новониколаевск (1903-1925). Средние температуры: январь -19, апрель 0, июль +18, октябрь +1 |
||||
3336 км Транссиба: вокзал Новосибирск-Главный, южная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1952, пост. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Управление Западно-Сибирской ж-д. Пассажирские станции в черте города: Новосибирск-Западный, Новосибирск-Восточный, Иня-Южная, Сибирская, Инская, Новосибирск-Южный, Сеятель, Юность. Узел железных дорог (5 направлений – на Омск, Красноярск, Барнаул, Проектную, Жеребцово). Метро (с 1985, 2 линии), трамвай, троллейбус. Порт на р. Обь. Экономика: Машиностроение, в т.ч. Культура и музеи: Театры: “Красный Архитектура и достопримечательности: Собор |
||||
История: Возник в 1893 как Новая Деревня (неофициальное название – Гусевка) в связи с постройкой железнодорожного моста через Обь при проведении Транссибирской железной дороги. |
пос. Мошково, Новосибирская обл. |
|||
Поселок городского типа (1961), райцентр (Мошковский район). Поясное время: +3 от московского. |
|||
3394 км Транссиба: станция Мошково, южная сторона (с 1898). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство, пищевая промышленность. |
|||
пос. Станционно-Ояшинский, Новосибирская обл. |
|||
Поселок городского типа (1965), Мошковский район. Поясное время: +3 от московского. |
|||
3417 км Транссиба: станция Ояш, северная сторона (с 1898). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство, пищевая промышленность. |
|||
г. Болотное, Новосибирская обл. |
||||
Город районного подчинения, райцентр (Болотнинский район). Основан: в 1805, статус города с 1943. Координаты: 55-45 с.ш., 84-27 в.д. Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 60 кв. км. Население: 25,4 тыс. (1959); 20 тыс. (1989); 20,4 тыс. (1998); 17,5 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
3461 км Транссиба: станция Болотная, северная сторона (с 1898). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток. Экономика: Предприятия |
||||
История: Основан в 1805 как село у Сибирского тракта, от которого здесь ответвлялась дорога на Барнаул. |
||||
г. Юрга, Кемеровская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Юргинский район). Основан: в 1886, поселок городского типа с 1942, статус города с 1949. Координаты: 55-47 с.ш., 84-54 в.д. Город расположен на р. Томь (бассейн Оби). Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 45 кв. км. Население: 46,6 тыс. (1959); 93,2 тыс. (1989); 86,6 тыс. (1998); 83,5 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
3491 км Транссиба: станция Юрга-1, северная сторона (с 1898). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Новосибирск, Красноярск, Кемерово). Пассажирская станция в черте города: Юрга-2. Экономика: Заводы: машиностроительный, Культура и музеи: Музеи: Архитектура и достопримечательности: в |
||||
История: Возник в 1886. В 1906 на Транссибирской магистрали построена ж.д. станция Юрга-1. |
пос. Яшкино, Кемеровская обл. |
|||
Поселок городского типа (1928), райцентр (Яшкинский район). Поясное время: +3 от московского. |
|||
3537 км Транссиба: станция Яшкино, северная сторона (с 1898). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
г. Тайга, Кемеровская обл. |
||||
Город областного подчинения. Основан: в конце XIX в., статус города с 1925. Координаты: 56-06 с.ш., 85-41 в.д. Город расположен в Кузнецкой котловине. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 49 кв. км. Население: 29,1 тыс. (1939); 33,9 тыс. (1959); 26,2 тыс. (1989); 26,2 тыс. (1998); 24,8 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
3565 км Транссиба: станция Тайга, северная сторона (с 1898). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1958, пост. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Узел железных дорог (3 направления – на Новосибирск, Красноярск, Томск). Экономика: Предприятия |
||||
История: Возник в конце 19 в. в связи со строительством железной дороги. |
г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл. |
||||
Город областного подчинения. Основан: в 1928, поселок городского типа с 1928, статус города с 1931. Подчиненный поселок: Рудничный. Координаты: 56-07 с.ш., 86-05 в.д. Город расположен в Кузнецкой котловине. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 119 кв. км. Население: 69 тыс. (1939); 115,6 тыс. (1959); 107,9 тыс. (1989); 97,5 тыс. (1998); 83,9 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
3596 км Транссиба: станция Анжерская, южная сторона (с 1898). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1959, пост. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Новосибирск, Красноярск, Кемерово). Пассажирские станции в черте города: Судженка, Челы.Экономика: Анжеро-Судженск – один из центров угольной добычи в Кузбассе. Заводы: машиностроительный, горношахтного оборудования, химико-фармацевтический, стекольный, железобетонных изделий. Швейная фабрика. Хлебокомбинат, мясокомбинат, молочный завод и другие предприятия. Наука, образование: Филиал Томского Культура и музеи: Краеведческий музей. |
||||
История: Основан в 1897 в связи со строительством ж.д. магистрали и началом добычи угля в Анжерских и Судженских копях, в которых в конце 19 – начале 20 вв. добывалось свыше 98% угля Кузбасса. В 1928 из населённых пунктов при Анжерских и Судженских копях был образован рабочий посёлок. |
пос. Яя, Кемеровская обл. |
|||
Поселок городского типа (1934), райцентр (Яйский район). Поселок расположен на р. Яя. Поясное время: +3 от московского. |
|||
3625 км Транссиба: станция Яя, южная сторона (с 1898). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1959, пост. ток. Экономика: Пищевая промышленность, сельское хозяйство. |
|||
пос. Ижморский, Кемеровская обл. |
|||
Поселок городского типа (1958), райцентр (Ижморский район). Поясное время: +3 от московского. |
|||
3640 км Транссиба: станция Ижморская, южная сторона (с 1898). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1959, пост. ток. Экономика: Сельское хозяйство. |
|||
г. Мариинск, Кемеровская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Мариинский район). Основан: в 1698, статус города с 1856. Координаты: 56-16 с.ш., 87-42 в.д. Расположен на левом берегу р. Кия (бассейн Оби). Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 48 кв. км. Население: 22,3 тыс. (1939); 40,8 тыс. (1959); 40,9 тыс. (1989); 40,4 тыс. (1998); 41,8 тыс. (2006). Переименования: Кийское (1698-1857). |
||||
3713 км Транссиба: станция Мариинск, южная сторона (с 1898). Красноярская ж-д. Стыковая станция Красноярской и Западно-Сибирской ж.д. Стык постоянного и переменного токов. Электрифицирована в 1959, пост. ток; в 1960, перем. ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Спиртовой, лесопромышленный |
||||
История: Основан в 1698 как село Кийское. Город с 1856. В 1857 переименован в Мариинск. |
пос. Тяжинский, Кемеровская обл. |
|||
Поселок городского типа (1958), райцентр (Тяжинский район). Поселок расположен на р. Тяжин. Поясное время: +3 от московского. |
|||
3773 км Транссиба: станция Тяжин, южная сторона (с 1898). Красноярская ж-д. Электрифицирована в 1960, перем. ток. Экономика: Пищевая промышленность (молочноконсервный комбинат), производство стройматериалов, сельское хозяйство. |
|||
* ветка Юрга – Новокузнецк – Таштагол г. Топки, Кемеровская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Топкинский район). Основан: в 1914, статус города с 1933. Координаты: 55-17 с.ш., 85-37 в.д. Расположен на северо-западе Кузнецкой котловины. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 52 кв. км. Население: 25,7 тыс. (1959); 33,6 тыс. (1989); 33,5 тыс. (1998); 30,7 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
105 км ветки Юрга – Новокузнецк – Таштагол: станция Топки западная сторона (c 1916). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована, пост. ток. Узел железных дорог (3 направления – на Юргу, Новокузнецк, Кемерово). Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Предприятия |
||||
История: Возник в связи со строительством Транссибирской железной дороги. Название от алтайского диалектного топки “труднопроходимое болото”, “топкое место”, “топкое болото, в котором можно утонуть”. |
||||
* ветка Топки – Кемерово – Анжерская г. Кемерово |
||||
Центр Кемеровской области РФ и Кемеровского района. Основан: в 1918 году, статус города с 1918. 5 городских районов. Координаты: 55-20 с.ш., 86-04 в.д. Расположен в предгорьях Кузнецкого Алатау, на р. Томь, при впадении в неё р. Искитим. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 278 кв. км. Население: 137 тыс. (1939); 289 тыс. (1959); 385 тыс. (1989); 498 тыс. (1998); 520 тыс. (2006). Переименования: Щеглово (1918), Щегловск (1918-1932). |
||||
40 км ветки Топки – Кемерово – Анжерская: вокзал Кемерово-Пассажирское, восточная сторона (c 1916). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована, пост. ток. Пассажирские станции в черте города: Ишаново, Кемерово-Сортировочное. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Трамвай, троллейбус. Пристань на р. Томи. Экономика: Кемерово – важный Культура и музеи: Театры: |
||||
История: Кемерово возникло на месте старинных русских поселений, близ опорного пункта освоения этих земель – Верхнетомского острога (основан в 1657, ныне село Верхотомское). В 1859 на месте современного Кемерово было 7 населённых пунктов: село Щеглово (Усть-Искитимское), деревни Кемерово (известна с 1734), Евсеево, Красный Яр, Кур-Искитим (Плешки), Давыдово (Ишаново), Боровая. Деревня Кемерово получила название по первопоселенцам Кемеровым и дала название возникшему при ней Кемеровскому руднику. В 1907 построены первые угольные копи (уголь обнаружен в 1721 впервые в Кузбассе). Развитие села Щеглово началось в связи со строительством железной дороги Юрга – Кольчугино (современный Ленинск-Кузнецкий) с веткой Топки – Щеглово. Годом основания города считается 1918, когда Щеглово преобразовано в город Щегловск, в который вошла деревня Кемерово. С 1943 Кемерово – центр Кемеровской области. |
||||
* ветка Топки – Кемерово – Анжерская г. Берёзовский, Кемеровская обл. |
||||
Город областного подчинения. Основан: в 1965, статус города с 1965. Координаты: 55-40 с.ш., 86-15 в.д. Расположен в Кузнецкой котловине, в междуречье Барзаса и Шурапа. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 82 кв. км. Население: 34,8 тыс. (1970); 51,3 тыс. (1989); 51,1 тыс. (1998); 47,1 тыс. (2006). Переименования: не было. |
||||
76 км ветки Топки – Кемерово – Анжерская: вокзал Забойщик, восточная сторона. Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована, пост. ток. Пассажирские станции в черте города: Бирюлинская. Экономика: Добыча и обогащение |
||||
История: В 1949 при строительстве шахты Берёзовская возник посёлок Берёзовский; название по растительности. Город Берёзовский образован в 1965 из посёлков Кургановка, Берёзовский и Октябрьский. |
||||
* ветка Тайга – Томск – Белый Яр г. Томск |
||||
Центр Томской области РФ и Томского района. Основан: в 1604 году. 4 городских округа, 2 объединённых администрации. Координаты: 56-31 с.ш., 85-08 в.д. Расположен на берегах Томи при впадении р.Ушайки. Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 252 кв. км. Население: 52,4 тыс. (1897); 145 тыс. (1939); 249 тыс. (1959); 501,9 тыс. (1989); 478 тыс. (1998); 489,9 тыс. (2006). Переименования: не было. Средние температуры: январь -18, апрель +1, июль +18, октябрь +1 |
||||
79 км ветки Тайга – Томск – Белый Яр: вокзал Томск-1, западная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д. Электрифицирована в 1970, пост. ток. Пассажирские станции в черте города: Томск-2, Томск-Северный. С Томска-2 отправляются все пассажирские поезда томского формирования. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Трамвай, троллейбус. Порт на р. Томи. Экономика: Томск – важный промышленный Культура и музеи: Театры: областной Архитектура и достопримечательности: Воскресенская |
||||
История: Основан в 1604 как Острог. В 1603 году к царю Борису Годунову обратился эуштинский князец Тоян с просьбой поставить на Томи град, чтобы охранять эуштинских татар от набегов монголов. Город построен под руководством Гавриилы Писемского. Толчок к развитию города дал Великий Сибирский тракт. В 1804 году получил статус губернского центра. На гербе Томска появился конь – в знак развитого конного транспорта. Было время золотой лихорадки после нахождения россыпей золота. Однако запасы оказались незначительными. В 1878 году заложен Университет, в 1896 – Технологический институт, в 1902 – Учительский институт. Крупнейший город в Сибири в XIX веке. Потерял былую славу после строительства Транссибирской магистрали в обход Томска (статья о Томске здесь). В 1944 образована Томская область. В 1970 году всесоюзная стройка крупнейшего в мире Нефтехимического комбината. * справка о Томске подготовлена Дм. Афониным. |
* ветка Тайга – Томск – Белый Яр г. Асино, Томская обл. |
||||
Город областного подчинения, райцентр (Асиновский район). Основан: в 1896, статус города с 1952. Координаты: 57-02 с.ш., 86-06 в.д. Расположен на левом берегу р. Чулым (приток Оби). Поясное время: +3 от московского. Площадь города: 89 кв. км. Население: 24,7 тыс. (1959); 33,4 тыс. (1989); 31,7 тыс. (1998); 27,7 тыс. (2006). Переименования: Ксениевский (1896-1933). |
||||
105 км ветки Юрга – Новокузнецк – Таштагол: станция Топки, западная сторона (c 1939). Западно-Сибирская ж-д. Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов. Экономика: Асино – центр лесной Архитектура и достопримечательности: В |
||||
История: Возник в 1896 как переселенческий посёлок. В 1898 упоминается как посёлок Ксениевский. В 1930 началось строительство ж.д. Томск – Ксениевское. В 1933 посёлок Ксениевский переименован в село Асино по названию строившейся в нём тогда ж.д. станции Асино (открыта в 1939). Название станции предание связывает с именем некоей девушки Аси, погибшей при строительстве этого участка дороги. Однако нельзя не заметить, что оба названия образваны от разных форм одного и того же имени: календарной Ксения и уменьшительной Ася. Вероятнее всего, легенда о девушке Асе – не более чем народная этимология; разгадку следует искать в ранней истории города. |
||||