Главная Западная Сибирь

Западная Сибирь

В разделе – 14 + 5 городов и 11 поселков.
Здесь собраны сведения о городах, расположенных на Транссибе в регионе Западной Сибири – от Называевска на западе Омской области и до восточной границы Кузбасса.
Все районные центры (не города) и крупные станции, не являющиеся райцентрами, также включены в этот раздел. В случае богатого исторического прошлого или большого количества достопримечательностей конкретного города выделена отдельная справка.
Города в разделе отсортированы строго по их расположению вдоль Транссибирской магистрали, с запада на восток от Москвы.
Населенные пункты: г. Называевск, пгт. Любинский,г. Омск, пгт. Кормиловка,г. Калачинск, г. Татарск,пгт. Чаны, г. Барабинск, с. Убинское, г. Каргат, г. Чулым, пгт. Коченево, г. Обь, г. Новосибирск, пгт. Мошково, пгт. Станционно-Ояшинский, г. Болотное, г. Юрга, пгт. Яшкино, г. Тайга, г. Анжеро-Судженск, пгт. Яя, пгт. Ижморский, г. Мариинск, пгт. Тяжинский.
* Ветка Юрга – Новокузнецк – Таштагол: г. Топки.
* Ветка Топки – Кемерово – Анжерская: г. Кемерово, г. Берёзовский.
* Ветка Тайга – Томск – Белый Яр: г. Томск, г. Асино.

г.
Называевск, Омская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Называевский район).
Основан: в 1911, посёлок городского
типа с 1947, статус города с 1956.
Координаты: 55-34 с.ш., 71-21 в.д.
Расположен на Ишимской равнине.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 68 кв. км.
Население: 16,4 тыс. (1959); 14,4 тыс. (1989);
13,9 тыс. (1998); 12,6 тыс. (2006).
Переименования: Называевская
(1911-1933), Называевка (1933-1939), Ново-Называевка (1939-1956).
2562 км
Транссиба:
станция Называевская,
северная сторона (с 1913). Западно-Сибирская
ж-д
.
Стыковая станция Западно-Сибирской и
Свердловской ж.д. Электрифицирована в 1956, пост.
ток. Смена локомотивов/бригад пассажирских
поездов.

Экономика: Маслодельный завод, мясной
комбинат с комбикормовым цехом, птицекомбинат с
инкубаторным цехом. Предприятия ж.д. и
автомобильного транспорта. Кожевенный завод.
Трикотажная фабрика. В Называевском районе
выращивают зерновые и кормовые культуры,
картофель. Мясо-молочное скотоводство.

История:
Возник в 1911 как пристанционный посёлок
(Сибирский посад) в связи со строительством
железной дороги Тюмень – Омск. Разъезд, а затем
ж.д. станция Называевская.
пос. Любинский,
Омская обл.
Поселок городского типа (1947), райцентр
(Любинский район).
Поясное время: +3 от московского.
2658 км Транссиба:
станция Любинская, северная сторона (с 1913). Западно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована в 1956, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство,
молочноконсервный завод.
г. Омск
Герб Омска Центр Омской области РФ и Омского
района.
Основан: в 1716, статус города с 1782.
5 городских районов, подчиненные поселки:
Береговой, Входной, Крутая Горка.
Координаты: 54-58 с.ш., 73-15 в.д.
Расположен на Западно-Сибирской низменности при
впадении р. Омь в Иртыш.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 572 кв. км.
Население: 288,9 тыс. (1939); 581,1 тыс.
(1959); 1148,1 тыс. (1989); 1157,6 тыс. (1998); 1138,8 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -19, апрель +1, июль +19, октябрь +1
2711 км
Транссиба:
вокзал Омск-Пассажирский,
северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1953, пост. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Пассажирские станции в черте города: Карбышево-1,
Московка, Входная. Узел
железных дорог (4 направления – на Тюмень,
Новосибирск, Петропавловск, Карасук).
Трамвай, троллейбус. Строится метро. Порт на р.
Иртыш.
Карта транспортного узла

Экономика: Омск – крупный промышленный
центр Сибири. Машиностроение: ПО – “Полёт”,
имени П.И. Баранова, “Иртыш”; выпуск ракет,
двигателей, зерноуборочных комбайнов,
телевизоров, магнитофонов, газовой аппаратуры;
приборостроение, производство различных видов
промышленного оборудования, электротехническая
промышленность и др. Нефтеперерабатывающая,
химическая и нефтехимическая промышленность: АО
– “Омский нефтеперерабатывающий завод”,
“Омскшина”; АПО “Омскхимпром”; заводы –
резинотехнических изделий, пластмасс,
технического углерода. Деревообрабатывающая,
лёгкая (овчинно-меховое, ковровое производства,
кожевенные и обувные предприятия), пищевая
промышленность. Производство стройматериалов. 4
ТЭЦ. Омск – центр сельскохозяйственного района,
специализирующегося на плодоводстве и
овощеводстве.Наука, образование: НИИ
природно-очаговых инфекций, Сибирское НИИ
сельского хозяйства. Университет.
Государственная медицинская академия.
Институты: политехнический,
сельскохозяйственный, Сибирский
автомобильно-дорожный, инженеров ж.д. транспорта,
педагогический, ветеринарный, технологический;
бытового обслуживания, физической культуры.
Высшая школа милиции, Высшее общевойсковое и
Высшее танковое училища. Филиалы: Алтайского
института культуры, Российского заочного
инстиута текстильной и лёгкой промышленности,
Всероссийского заочного
финансово-экономического института,
Новосибирского института инженеров водного
транспорта.

Культура и музеи: Театры:
академический, драмы, музыкальный, юного зрителя,
кукольный. Органный зал. Цирк. Краеведческий
музей имени Ф.М. Достоевского (в 1850-54 в Омском
остроге писатель отбывал срок). Картинная
галерея имени М.А. Врубеля.

Архитектура и достопримечательности: Никольский
казачий собор (1840), бывший дворец
генерал-губернатора (1861), бывший кадетский корпус
(1826 и 1879), гостиница “Россия” (1906), здание
судебных установлений (1914-17), управление Омской
железной дороги (1917) и др. Деревянные и каменные
особняки: Ф.Ф. Штумпфа, А.С. Кабалкина и др.

История:
Основан в 1716 как пограничная крепость для
защиты от набегов кочевников и как опорный пункт
для дальнейшего освоения русскими Сибири. В 1760-х
гг. на правом берегу Оми и Иртыша построена новая
крепость, ставшая административным центром всех
сибирских пограничных линий.
Город Омск с 1782, окружной центр Тобольского
наместничества (до 1797) и Тобольской губернии
(1804-22, 1839-68), центр Омской (1822-39) и Акмолинской
областей (1868-1918), административный центр
Сибирского линейного казачьего войска (1808-1917),
Западно-Сибирского (1824-82) и Степного (1882-1917)
генерал-губернаторств.
С конца 18 в. пристань на Иртыше. В 1894-95 прошла
железная дорога от Челябинска, через Иртыш был
построен железнодорожный мост. В 1913 построена
железная дорога от Тюмени. Начали работать
Главные железнодорожные мастерские и другие
фабрично-заводские заведения, создавались
отделения российских и иностранных банков.
В 1941, во время Великой Отечественной войны, в Омск
эвакуированы военные заводы, что дополнительно
послужило развитию промышленности.
пос. Кормиловка,
Омская обл.
Поселок городского типа (1960), райцентр
(Кормиловский район). Находится на р. Омь.
Поясное время: +3 от московского.
2758 км Транссиба:
станция Кормиловка, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована в 1955, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
г.
Калачинск, Омская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Калачинский район).
Основан: в 1795, статус города с 1952.
Координаты: 55-03 с.ш., 74-35 в.д.
Расположен на левом берегу р. Омь
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 24 кв. км.
Население: 19 тыс. (1959); 25 тыс. (1989); 26
тыс. (1998); 23,7 тыс. (2006).
Переименования: не было.
2789 км
Транссиба:
станция Калачинская,
северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1955, пост. ток.

Экономика: Заводы: механический
(выпускает запасные части к
сельскохозяйственным машинам, тракторные
прицепы и др.), керамических стеновых материалов.
Фабрики: обувная, ткацкая (жаккардовые ковры и
покрывала, махровые полотенца, декоративные
ткани). Предприятия пищевой промышленности:
маслодельный комбинат, мясокомбинат,
пищекомбинат, элеватор, завод кондитерских
изделий. В Калачинском районе выращивают
зерновые и кормовые культуры. Разводят крупный
рогатый скот, свиней, овец. Птицеводство.
Месторождения кирпичных глин.

История:
Известен с 1795. С 1830 село, заселялось
переселенцами из европейских губерний России. В
1838 близ Калачинска был проложен Сибирский тракт.
г. Татарск,
Новосибирская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Татарский район).
Основан: в 1911, статус города с 1925.
Координаты: 55-13 с.ш., 75-59 в.д.
Расположен в западной части Барабинской
низменности.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 80 кв. км.
Население: 9,2 тыс. (1926); 30,8 тыс. (1959);
30,3 тыс. (1989); 30,3 тыс. (1998); 26,3 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -20, апрель 0, июль +18, октябрь +1
2879 км
Транссиба:
станция Татарская,
северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1955, пост. ток. Узел железных
дорог (3 направления – на Омск, Новосибирск,
Карасук).

Экономика: В Татарске: предприятия
железнодорожного транспорта. Заводы –
“Татарсктехмаш”, “Татарскагромаш”.
Фабрики – швейная и валяной обуви. Предприятия
пищевой промышленности (мясоптицекомбинат),
элеватор и др. В районе выращивают пшеницу, рожь,
овёс, ячмень, гречиху, подсолнечник, кукурузу,
рыжик, кормовые травы. Разводят крупный рогатый
скот, свиней, овец, птицу.Культура и музеи:
Филиал краеведческого музея.

История:
Образован в 1911 в результате объединения посёлков
Старая Татарка и Станционный.
пос. Чаны,
Новосибирская обл.
Поселок городского типа (1947), райцентр
(Чановский район).
Поясное время: +3 от московского.
2931 км Транссиба:
станция Чаны, северная сторона
(с 1896). Западно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована в 1954, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство, пищевая
промышленность.
г. Барабинск,
Новосибирская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Барабинский район).
Основан: в 1893, статус города с 1917.
Координаты: 55-23 с.ш., 78-24 в.д.
Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской
равнины, на Барабинской низменности, на р. Омь.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 70 кв. км.
Население: 9,8 тыс. (1926); 39,8 тыс. (1959);
36,5 тыс. (1989); 36,5 тыс. (1998); 31,2 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры:
январь -20, апрель 0, июль +18, октябрь +1
3035 км
Транссиба:
станция Барабинск,
северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1953, пост. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: АО “Антарес”,
“Мебельная фабрика”, “Связист”,
“Комбикормовый завод”,
“Горпищекомбинат”, “Молзавод”,
“Рыбхоз”, хлебокомбинат, ПО “Бараба”,
предприятия железнодорожного транспорта. Близ
города – Барабинская ТЭЦ.Культура и музеи:
Филиал областного краеведческого музея.

История:
Возник в 1893 как пристанционный посёлок в связи со
строительством Транссибирской ж.д. магистрали.
село Убинское,
Новосибирская обл.
Село, райцентр (Убинский район).
Поясное время: +3 от московского.
3118 км Транссиба:
станция Убинская, южная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована в 1953, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
г. Каргат,
Новосибирская обл.
Герб Каргата Город районного подчинения,
райцентр (Каргатский район).
Основан: в середине XVIII в., статус
города с 1965.
Координаты: 55-13 с.ш., 80-22 в.д.
Расположен на Барабинской низменности, на р.
Каргат (правый приток Чулыма, бассейн озера Чаны).
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 70 кв. км.
Население: 12,7 тыс. (1959); 12,5 тыс. (1989);
12,7 тыс. (1998); 10,9 тыс. (2006).
Переименования: не было.
3159 км
Транссиба:
станция Каргат,
северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1953, пост. ток.

Экономика: Сыродельный и мясной
комбинаты, лесхоз и др. В Каргатском районе
выращивают рожь, пшеницу, ячмень, кукурузу (на
силос). Разводят крупный рогатый скот, овец.
Месторождения глины, песка, торфа и др.

История:
Основан в 18 в. как Каргатский форпост.
г. Чулым,
Новосибирская обл.
Герб пока не найден Город районного подчинения,
райцентр (Чулымский район).
Основан: в 1762, посёлок городского
типа с 1937, статус города с 1947.
Координаты: 55-11 с.ш., 80-58 в.д.
Расположен в восточной части Барабинской
низменности, на р. Чулым (бассейн озера Чаны).
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 20 кв. км.
Население: 18,2 тыс. (1959); 13,7 тыс. (1989);
13,8 тыс. (1998); 12,1 тыс. (2006).
Переименования: не было.
3205 км
Транссиба:
станция Чулымская,
южная сторона (с 1896). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1951, пост. ток.

Экономика: Предприятия
железнодорожного транспорта.
Маслосыроделательный комбинат, хлебозавод,
лесхоз. АО “Бытовик” (швейные изделия, обувь,
в т.ч. валяная). В Чулымском районе выращивают:
пшеницу, ячмень, овёс, гречиху, рожь. Молочное и
мясное скотоводство, тонкорунное овцеводство.
Месторождения глины (село Большеникольское).Архитектура
и достопримечательности:
Водонапорная
башня (1894).

История:
Основан в 1762 как село Чулымское при
строительстве Сибирского тракта.
пос. Коченёво,
Новосибирская обл.
Поселок городского типа (1960), райцентр
(Коченевский район).
Поясное время: +3 от московского.
3286 км Транссиба:
станция Коченёво, северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована в 1951, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство, пищевая
промышленность.
г. Обь,
Новосибирская обл.
Герб Оби Город областного подчинения.
Основан: ?, поселок городского
типа с 1947, статус города с 1969.
Координаты: 55-01 с.ш., 82-41 в.д.
Расположен на востоке Барабинской низменности.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 22 кв. км.
Население: 14,9 тыс. (1959); 25 тыс. (1989);
26,2 тыс. (1998); 24,9 тыс. (2006).
Переименования: не было.
3319 км
Транссиба:
станция Обь,
северная сторона (с 1896). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1951, пост. ток.
Неподалеку – аэропорт Толмачево.

Экономика: Завод
санитарно-технического оборудования.

г.
Новосибирск
Герб Новосибирска Центр Новосибирской области РФ и
Новосибирского района.
Основан: в 1893, статус города с 1903.
10 городских районов.
Координаты: 54-57 с.ш., 83-06 в.д.
Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской
равнины, на берегах Оби.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 477 кв. км.
Население: 404 тыс. (1939); 885 тыс. (1959);
1312,4 тыс. (1989); 1402,1 тыс. (1999); 1397 тыс. (2006).
Переименования: Новая Деревня
(1893-1894), Александровский (1894-1895), Новониколаевский
(1895-1903), Новониколаевск (1903-1925).
Средние температуры:
январь -19, апрель 0, июль +18, октябрь +1
3336 км
Транссиба:
вокзал Новосибирск-Главный,
южная сторона (с 1896). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1952, пост. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов. Управление Западно-Сибирской ж-д.
Пассажирские станции в черте города: Новосибирск-Западный, Новосибирск-Восточный,
Иня-Южная, Сибирская, Инская,
Новосибирск-Южный, Сеятель,
Юность. Узел железных дорог (5 направлений – на
Омск, Красноярск, Барнаул, Проектную, Жеребцово).
Метро (с 1985, 2 линии), трамвай, троллейбус. Порт на
р. Обь.

Экономика: Машиностроение, в т.ч.
энергетическое и электротехническое: заводы
“Сибэлектротяжмаш”, электротермического
оборудования и др. Станкостроение: заводы
тяжелых станков и гидропрессов,
станкостроительный, литейных машин и
автоматических линий и др.
Сельхозмашиностроение: ПО “Сибсельмаш”.
Приборостроение, точное машиностроение,
авиастроение (авиационное ПО им. В.П. Чкалова),
радиоэлектронная промышленность, текстильное
машиностроение (завод “Сибтекстильмаш”).
Металлургический завод, оловянный комбинат.
Химическая, химико-фармацевтическая, легкая,
пищевая промышленность. Производство
стройматериалов. В районе выращивают зерновые,
картофель, овощи, плодово-ягодные культуры.
Молочно-мясное скотоводство, птицеводство.
Месторождения песков, строительного камня,
кирпичной глины, керамзитового сырья,
минеральных вод.Наука, образование: Сибирское
отделение РАН и АМН, в поселке Краснообск –
Сибирское отделение Российской академии
сельскохозяйственных наук. Университет.
Аграрный и технический университеты.
Медицинская академия. Консерватория. Институты:
архитектурный, инженерно-строительный,
инженеров водного транспорта, инженеров
геодезии, аэрофотосъемки и картографии,
инженеров железнодорожного транспорта,
народного хозяйства, социальной реабилитации,
педагогический, электротехнической связи.
Филиал Томского университета. В 28 км к югу от
центра Новосибирска, на берегу водохранилища –
Академический городок (1957-66), входящий в состав
Советского района Новосибирска. Это комплекс
научно-исследовательских институтов, жилых
домов, коммунальных учреждений. В поселке
Кольцово – НПО “Вектор” (разработка
фундаментальных и прикладных вопросов
биотехнологий).

Культура и музеи: Театры: “Красный
факел”, оперы и балета (крупнейший в России),
музыкальной комедии, молодежный “Глобус”,
кукольный, областной драматический. Филармония.
Цирк. Музеи: краеведческий, геологический и
зоологический, истории и культуры народов
Сибири, музей Солнца. Картинная галерея.
Дом-музей С.М. Кирова.

Архитектура и достопримечательности: Собор
(1897), вокзал, торговый корпус, театр (все 1900-12).
Плотиной Новосибирской ГЭС, находящейся в одном
из районов Новосибирска, образовано
Новосибирское водохранилище.

История:
Возник в 1893 как Новая Деревня (неофициальное
название – Гусевка) в связи с постройкой
железнодорожного моста через Обь при проведении
Транссибирской железной дороги.
пос. Мошково,
Новосибирская обл.
Поселок городского типа (1961), райцентр
(Мошковский район).
Поясное время: +3 от московского.
3394 км Транссиба:
станция Мошково, южная
сторона (с 1898). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1958, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство, пищевая
промышленность.
пос.
Станционно-Ояшинский, Новосибирская обл.
Поселок городского типа (1965), Мошковский район.
Поясное время: +3 от московского.
3417 км Транссиба:
станция Ояш, северная сторона
(с 1898). Западно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована в 1958, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство, пищевая
промышленность.
г. Болотное,
Новосибирская обл.
Герб Болотного Город районного подчинения,
райцентр (Болотнинский район).
Основан: в 1805, статус города с 1943.
Координаты: 55-45 с.ш., 84-27 в.д.
Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской
равнины.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 60 кв. км.
Население: 25,4 тыс. (1959); 20 тыс. (1989);
20,4 тыс. (1998); 17,5 тыс. (2006).
Переименования: не было.
3461 км
Транссиба:
станция Болотная,
северная сторона (с 1898). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1958, пост. ток.

Экономика: Предприятия
железнодорожного транспорта и пищевой
промышленности. Швейная фабрика. Производство
стройматериалов.

История:
Основан в 1805 как село у Сибирского тракта, от
которого здесь ответвлялась дорога на Барнаул.
г. Юрга,
Кемеровская обл.
Герб Юрги Город областного подчинения,
райцентр (Юргинский район).
Основан: в 1886, поселок городского
типа с 1942, статус города с 1949.
Координаты: 55-47 с.ш., 84-54 в.д. Город
расположен на р. Томь (бассейн Оби).
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 45 кв. км.
Население: 46,6 тыс. (1959); 93,2 тыс. (1989);
86,6 тыс. (1998); 83,5 тыс. (2006).
Переименования: не было.
3491 км
Транссиба:
станция Юрга-1,
северная сторона (с 1898). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1958, пост. ток. Узел железных
дорог (3 направления – на Новосибирск, Красноярск,
Кемерово).
Пассажирская станция в черте города: Юрга-2.

Экономика: Заводы: машиностроительный,
абразивный, железобетонных конструкций,
кирпичный, пивоваренный, молочный. Мебельная и
колбасная фабрики. В Юргинском районе выращивают
зерновые и овощные культуры. Разводят крупный
рогатый скот, свиней. Птицеводство.
Месторождения песка, гравия, глины.Наука,
образование:
Филиал Томского
политехнического университета.

Культура и музеи: Музеи:
краеведческий, детского изобразительного
искусства, народов Сибири и Дальнего Востока.

Архитектура и достопримечательности: в
35 км от Юрги – Новоромановская писаница на скалах
(16 в.). В деревнях Колбиха и Белянино (в 40 км от
Юрги) сохранились деревянные дома (18 в.),
построенные без единого гвоздя.

История:
Возник в 1886. В 1906 на Транссибирской магистрали
построена ж.д. станция Юрга-1.
пос. Яшкино,
Кемеровская обл.
Поселок городского типа (1928), райцентр
(Яшкинский район).
Поясное время: +3 от московского.
3537 км Транссиба:
станция Яшкино, северная
сторона (с 1898). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1958, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
г. Тайга,
Кемеровская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения.
Основан: в конце XIX в., статус
города с 1925.
Координаты: 56-06 с.ш., 85-41 в.д. Город
расположен в Кузнецкой котловине.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 49 кв. км.
Население: 29,1 тыс. (1939); 33,9 тыс. (1959);
26,2 тыс. (1989); 26,2 тыс. (1998); 24,8 тыс. (2006).
Переименования: не было.
3565 км
Транссиба:
станция Тайга,
северная сторона (с 1898). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1958, пост. ток. Смена
локомотивов/бригад пассажирских поездов. Узел
железных дорог (3 направления – на Новосибирск,
Красноярск, Томск).

Экономика: Предприятия
железнодорожного транспорта, лёгкой и пищевой
промышленности. Производство стройматериалов.

История:
Возник в конце 19 в. в связи со строительством
железной дороги.
г.
Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
Герб Анжеро-Судженска Город областного подчинения.
Основан: в 1928, поселок городского
типа с 1928, статус города с 1931.
Подчиненный поселок: Рудничный.
Координаты: 56-07 с.ш., 86-05 в.д. Город
расположен в Кузнецкой котловине.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 119 кв. км.
Население: 69 тыс. (1939); 115,6 тыс. (1959);
107,9 тыс. (1989); 97,5 тыс. (1998); 83,9 тыс. (2006).
Переименования: не было.
3596 км
Транссиба:
станция Анжерская,
южная сторона (с 1898). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1959, пост. ток. Узел
железных дорог (3 направления – на Новосибирск,
Красноярск, Кемерово).
Пассажирские станции в черте города: Судженка,
Челы.Экономика: Анжеро-Судженск – один
из центров угольной добычи в Кузбассе. Заводы:
машиностроительный, горношахтного оборудования,
химико-фармацевтический, стекольный,
железобетонных изделий. Швейная фабрика.
Хлебокомбинат, мясокомбинат, молочный завод и
другие предприятия.

Наука, образование: Филиал Томского
педагогического института.

Культура и музеи: Краеведческий музей.

История:
Основан в 1897 в связи со строительством ж.д.
магистрали и началом добычи угля в Анжерских и
Судженских копях, в которых в конце 19 – начале 20
вв. добывалось свыше 98% угля Кузбасса. В 1928 из
населённых пунктов при Анжерских и Судженских
копях был образован рабочий посёлок.
пос. Яя, Кемеровская
обл.
Поселок городского типа (1934), райцентр (Яйский
район).
Поселок расположен на р. Яя.
Поясное время: +3 от московского.
3625 км Транссиба:
станция Яя, южная сторона (с
1898). Западно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована в 1959, пост. ток.

Экономика:
Пищевая промышленность, сельское
хозяйство.
пос. Ижморский,
Кемеровская обл.
Поселок городского типа (1958), райцентр
(Ижморский район).
Поясное время: +3 от московского.
3640 км Транссиба:
станция Ижморская, южная
сторона (с 1898). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1959, пост. ток.

Экономика:
Сельское хозяйство.
г. Мариинск,
Кемеровская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Мариинский район).
Основан: в 1698, статус города с 1856.
Координаты: 56-16 с.ш., 87-42 в.д.
Расположен на левом берегу р. Кия (бассейн Оби).
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 48 кв. км.
Население: 22,3 тыс. (1939); 40,8 тыс. (1959);
40,9 тыс. (1989); 40,4 тыс. (1998); 41,8 тыс. (2006).
Переименования: Кийское (1698-1857).
3713 км
Транссиба:
станция Мариинск,
южная сторона (с 1898). Красноярская
ж-д
.
Стыковая станция Красноярской и
Западно-Сибирской ж.д. Стык постоянного и
переменного токов. Электрифицирована в 1959, пост.
ток; в 1960, перем. ток. Смена локомотивов/бригад
пассажирских поездов.

Экономика: Спиртовой, лесопромышленный
и мясной комбинаты. Заводы: ликёроводочный,
деревообрабатывающий, металлоизделий. Фабрики:
швейная, трикотажная, мебельная. Мариинск – центр
сельскохозяйственного района.Культура и
музеи:
Краеведческий музей. Дом-музей
писателя В.А. Чивилихина (родился в Мариинске).

История:
Основан в 1698 как село Кийское. Город с 1856. В 1857
переименован в Мариинск.
пос. Тяжинский,
Кемеровская обл.
Поселок городского типа (1958), райцентр
(Тяжинский район).
Поселок расположен на р. Тяжин.
Поясное время: +3 от московского.
3773 км Транссиба:
станция Тяжин, южная сторона
(с 1898). Красноярская ж-д.
Электрифицирована в 1960, перем. ток.

Экономика:
Пищевая промышленность
(молочноконсервный комбинат), производство
стройматериалов, сельское хозяйство.
* ветка Юрга –
Новокузнецк – Таштагол
г. Топки, Кемеровская обл.
Герб Топок Город областного подчинения,
райцентр (Топкинский район).
Основан: в 1914, статус города с 1933.
Координаты: 55-17 с.ш., 85-37 в.д.
Расположен на северо-западе Кузнецкой котловины.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 52 кв. км.
Население: 25,7 тыс. (1959); 33,6 тыс. (1989);
33,5 тыс. (1998); 30,7 тыс. (2006).
Переименования: не было.
105 км
ветки Юрга – Новокузнецк – Таштагол:

станция Топки
западная сторона (c 1916). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована, пост. ток. Узел железных
дорог (3 направления – на Юргу, Новокузнецк,
Кемерово). Смена локомотивов/бригад пассажирских
поездов.

Экономика: Предприятия
железнодорожного транспорта. Заводы: АО
“Сибтензоприбор”, “Сибцемремонт”,
“Мотороремонтный завод”. Производство
стройматериалов. Пищевые предприятия:
хлебозавод, маслодельный завод, пищекомбинат.
Фабрика “ТОФИ” (бывшая фабрика игрушек),
производство мягкой мебели. В Топкинском районе
выращивают зерновые культуры. Мясо-молочное
скотоводство, свиноводство. Разводят лошадей, в
т.ч. орловской породы. Месторождения известняка,
каменного угля, гравия.Культура и музеи:
Исторический музей.

История:
Возник в связи со строительством Транссибирской
железной дороги. Название от алтайского
диалектного топки “труднопроходимое
болото”, “топкое место”, “топкое болото,
в котором можно утонуть”.
* ветка Топки
– Кемерово – Анжерская
г. Кемерово
Герб Кемерово Центр Кемеровской области РФ и
Кемеровского района.
Основан: в 1918 году, статус города
с 1918.
5 городских районов.
Координаты: 55-20 с.ш., 86-04 в.д.
Расположен в предгорьях Кузнецкого Алатау, на р.
Томь, при впадении в неё р. Искитим.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 278 кв. км.
Население: 137 тыс. (1939); 289 тыс. (1959);
385 тыс. (1989); 498 тыс. (1998); 520 тыс. (2006).
Переименования: Щеглово (1918),
Щегловск (1918-1932).
40 км
ветки Топки – Кемерово – Анжерская:

вокзал Кемерово-Пассажирское,
восточная сторона (c 1916). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована, пост. ток. Пассажирские
станции в черте города: Ишаново, Кемерово-Сортировочное.
Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов.
Трамвай, троллейбус. Пристань на р. Томи.

Экономика: Кемерово – важный
промышленный центр Кузбасса. Ведущие отрасли:
химическая, угольная, машиностроение. В районе
города – угольные шахты и разрезы, дающие
коксующиеся и энергетические угли. Среди
химических предприятий: ПО “Азот”,
Химпром”, “Химволокно”, “Карболит”.
Коксохимия, производство минеральных удобрений,
химических волокон, пластмасс, синтетических
смол, красителей и др. Заводы: химического
машиностроения, электротехнический,
электродвигателей. ПО
“Кузбассэлектромотор”. Пищевая, лёгкая
(текстильная – комбинат шёлковых тканей),
мебельная промышленность. Производство
стройматериалов.Наука, образование: Институт
угля Сибирского отделения РАН. Университет.
Медицинская академия. Институты: Кузбасский
политехнический, технологический, пищевой
промышленности, культуры. Факультет Московского
коммерческого университета, филиал
Новосибирского аграрного университета.

Культура и музеи: Театры:
драматический, оперетты, кукол. Филармония. Цирк.
Музеи: краеведческий, изобразительных искусств.
Музей-заповедник “Красная Горка”.

История:
Кемерово возникло на месте старинных
русских поселений, близ опорного пункта освоения
этих земель – Верхнетомского острога (основан в
1657, ныне село Верхотомское). В 1859 на месте
современного Кемерово было 7 населённых пунктов:
село Щеглово (Усть-Искитимское), деревни Кемерово
(известна с 1734), Евсеево, Красный Яр, Кур-Искитим
(Плешки), Давыдово (Ишаново), Боровая. Деревня
Кемерово получила название по первопоселенцам
Кемеровым и дала название возникшему при ней
Кемеровскому руднику. В 1907 построены первые
угольные копи (уголь обнаружен в 1721 впервые в
Кузбассе). Развитие села Щеглово началось в связи
со строительством железной дороги Юрга –
Кольчугино (современный Ленинск-Кузнецкий) с
веткой Топки – Щеглово. Годом основания города
считается 1918, когда Щеглово преобразовано в
город Щегловск, в который вошла деревня Кемерово.
С 1943 Кемерово – центр Кемеровской области.
* ветка
Топки – Кемерово – Анжерская
г. Берёзовский, Кемеровская обл.
Герб Берёзовского Город областного подчинения.
Основан: в 1965, статус города с 1965.
Координаты: 55-40 с.ш., 86-15 в.д.
Расположен в Кузнецкой котловине, в междуречье
Барзаса и Шурапа.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 82 кв. км.
Население: 34,8 тыс. (1970); 51,3 тыс. (1989);
51,1 тыс. (1998); 47,1 тыс. (2006).
Переименования: не было.
76 км
ветки Топки – Кемерово – Анжерская:

вокзал Забойщик, восточная сторона. Западно-Сибирская ж-д.
Электрифицирована, пост. ток. Пассажирские
станции в черте города: Бирюлинская.

Экономика: Добыча и обогащение
каменного угля. Заводы: железобетонных
конструкций и изделий, филиал ПО “Комета” (г.
Новосибирск).Культура и музеи:
Историко-военный музей.

История:
В 1949 при строительстве шахты Берёзовская возник
посёлок Берёзовский; название по растительности.
Город Берёзовский образован в 1965 из посёлков
Кургановка, Берёзовский и Октябрьский.
* ветка Тайга –
Томск – Белый Яр
г. Томск
Герб Томска Центр Томской области РФ и
Томского района.
Основан: в 1604 году.
4 городских округа, 2 объединённых администрации.
Координаты: 56-31 с.ш., 85-08 в.д.
Расположен на берегах Томи при впадении р.Ушайки.
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 252 кв. км.
Население: 52,4 тыс. (1897); 145 тыс. (1939);
249 тыс. (1959); 501,9 тыс. (1989); 478 тыс. (1998); 489,9 тыс. (2006).
Переименования: не было.
Средние температуры: январь -18, апрель +1, июль +18, октябрь +1
79 км
ветки Тайга – Томск – Белый Яр:
вокзал Томск-1, западная
сторона (с 1896). Западно-Сибирская
ж-д
.
Электрифицирована в 1970, пост. ток. Пассажирские
станции в черте города: Томск-2,
Томск-Северный. С Томска-2
отправляются все пассажирские поезда томского
формирования. Смена локомотивов/бригад
пассажирских поездов.
Трамвай, троллейбус. Порт на р. Томи.

Экономика: Томск – важный промышленный
центр Западной Сибири. Машиностроение и
металлообработка: АО “Сибкабель”,
“Сибэлектромотор”, “Ролтом”
(подшипники), заводы – режущих инструментов,
манометровый, электромеханический,
радиотехнический, приборный, “Эмальпровод”.
ПО “Контур” – производство компьютеров.
“Полюс” – производство деталей спутников.
Химическая промышленность: нефтехимический
комбинат, завод резиновой обуви, ICN Томскхимфарм.
Деревообрабатывающая промышленность:
карандашная фабрика “Счастливое детство”,
АО “Спичфабрика “Сибирь”, мебельный
комбинат, ЛПК-2. Промышленность стройматериалов:
ДСК. Лёгкая промышленность: обувь “Токо”,
“Ронокс”; швейная фабрика “Весна”.
Пищевая промышленность: “Томские мельницы”,
“Свинокомплекс “Томский”, “Томская
водяная компания”, ЗПП “Томский”,
“Лама”, “Фог”, “Томскмолоко”,
“Том-мас”, “Томское пиво”, “Рыбозавод
“На Водяной”, соки “Красота СМ”,
“Сава”, “Хлебулк” и проч.Наука,
образование:
Научный центр РАН. НИИ:
интроскопии, фармакологии, кардиологии,
курортологии и физиотерапии, медицинских
материалов, медицинской генетики, психического
здоровья, “Электронстандарт”,
полупроводников, оптики атмосферы, химии нефти,
физико-технический (старейший в Сибири НИИ).
Томск – крупнейший образовательный центр после
Москвы и Санкт-Петербурга. Старейший в Сибири
Классический Университет, первый технический
вуз Зауралья Томский политехнический
университет; Университет Систем Управления и
Радиоэлектроники, Сибирский медицинский
университет, Педагогический и Архитектурно-
строительный университеты; а также
Сельскохозяйственный, Военно-медицинский,
Экономико-юридический институты, Институт
Бизнеса, Православная духовная семинария (вуз – с
1999 года), Высшая школа бизнеса.

Культура и музеи: Театры: областной
драмы, Томский драматический, камерный
драматический “Интим”, “Два плюс Ку”,
кукол имени Романа Виндермана, юного зрителя.
Филармония, Большой Концертный зал. Музеи:
краеведческий в усадьбе Асташева,
художественный, АРТ-галлерея. При Классическом
университете работают музеи археологии,
палеонтологии, этнографии Сибири, зоологический,
минералогический, Сибирский Ботанический Сад
имени П.Н. Крылова (опять же старейший в Сибири).

Архитектура и достопримечательности: Воскресенская
гора и Белое озеро. Воскресенская церковь,
построенная в уникальном стиле Сибирского
барокко. Здания Классического и
Политехнического университетов, внесённых во
всероссийский свод особо ценных объектов
культурного наследия. Здания мэрии, Филармонии,
Торговые ряды, Художественного музея и усадьбы
Асташева XVIII-XIX вв. Уникальная деревянная
архитектура. “Дом с драконами”. Горсад;
Лагерный Сад на высоком берегу Томи – бывшее
место дислокации гарнизона, теперь – излюбленное
место отдыха горожан – опасность оползня в Томь.
Магистрат, построенный в 1802-12 гг., снесён по
глупости властей в 1999 году.

История:
Основан в 1604 как Острог. В 1603 году к царю
Борису Годунову обратился эуштинский князец
Тоян с просьбой поставить на Томи град, чтобы
охранять эуштинских татар от набегов монголов.
Город построен под руководством Гавриилы
Писемского. Толчок к развитию города дал Великий
Сибирский тракт. В 1804 году получил статус
губернского центра. На гербе Томска появился
конь – в знак развитого конного транспорта. Было
время золотой лихорадки после нахождения
россыпей золота. Однако запасы оказались
незначительными. В 1878 году заложен Университет, в
1896 – Технологический институт, в 1902 – Учительский
институт. Крупнейший город в Сибири в XIX веке.
Потерял былую славу после строительства
Транссибирской магистрали в обход Томска (статья о Томске
здесь
). В 1944 образована Томская область. В 1970
году всесоюзная стройка крупнейшего в мире
Нефтехимического комбината.
* справка о Томске подготовлена Дм.
Афониным.
* ветка Тайга –
Томск – Белый Яр
г. Асино, Томская обл.
Герб пока не найден Город областного подчинения,
райцентр (Асиновский район).
Основан: в 1896, статус города с 1952.
Координаты: 57-02 с.ш., 86-06 в.д.
Расположен на левом берегу р. Чулым (приток Оби).
Поясное время: +3 от московского.
Площадь города: 89 кв. км.
Население: 24,7 тыс. (1959); 33,4 тыс. (1989);
31,7 тыс. (1998); 27,7 тыс. (2006).
Переименования: Ксениевский
(1896-1933).
105 км
ветки Юрга – Новокузнецк – Таштагол:

станция Топки, западная сторона (c 1939). Западно-Сибирская ж-д.
Смена локомотивов/бригад пассажирских поездов.

Экономика: Асино – центр лесной
промышленности. Крупная перевалка леса с р. Чулым
на железную дорогу. АО “Аском”
(деревообработка), трактороремонтный завод,
полиграфическое объединение. Мясной и молочный
комбинаты, льнозавод. В Асиновском районе:
выращивают рожь, пшеницу, лён, разводят крупный
рогатый скот, свиней. Месторождения
строительного песка, глины, торфа.Культура
и музеи:
Краеведческий музей (основан в 1989).

Архитектура и достопримечательности: В
селе Ново-Кусково филиал краеведческого музея.

История:
Возник в 1896 как переселенческий посёлок. В 1898
упоминается как посёлок Ксениевский. В 1930
началось строительство ж.д. Томск – Ксениевское. В
1933 посёлок Ксениевский переименован в село Асино
по названию строившейся в нём тогда ж.д. станции
Асино (открыта в 1939). Название станции предание
связывает с именем некоей девушки Аси, погибшей
при строительстве этого участка дороги. Однако
нельзя не заметить, что оба названия образваны от
разных форм одного и того же имени: календарной
Ксения и уменьшительной Ася. Вероятнее всего,
легенда о девушке Асе – не более чем народная
этимология; разгадку следует искать в ранней
истории города.